История возникновения их общества началась необычно: 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств отказались участвовать в конкурсе на большую золотую медаль. Живописцы не захотели выполнять задание на предложенный сюжет, требуя творческую свободу в выборе темы, в соответствии «с личными наклонностями художника». В истории искусства это событие так и называется «Бунт четырнадцати». Эти 14 бунтарей создали первое в истории России независимое художественное общество «Санкт-Петербургская артель художников». В 1870 году Артель переименовалась в Товарищество передвижных художественных выставок.
Целями нового объединения были:
· организовывать выставки по всей России, в том числе знакомить с искусством провинции;
· развивать любовь к искусству и эстетические вкусы у народа;
· облегчить для художников процесс сбыта картин.
Возглавил товарищество художник Иван Крамской.
В общество передвижников входили В.Перов, А. Саврасов, И. Шишкин, И. Репин, Н. Ге, В.Поленов, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, В. Суриков, А. Куинджи, И. Левитан, Владимир и Константин Маковские, В. Серов.
Ведущим направлением у художников был реализм, некоторые картины—целые житейские истории. Художники создавали простые и в то же время правдивые произведения. Передвижники охватили все жанры живописи: портрет, бытовая и историческая картина, пейзаж. Каждый из художников имел свой неповторимый стиль, но всех их объединяла любовь к России.
Посмотрите на картины этих художников.
Первая передвижная выставка состоялась 29 ноября 1871 года в Санкт-Петербурге. Большой успех имела картина А. Саврасова "Грачи прилетели", а также картина кисти Н. Ге "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе". Далее выставка переместилась в Москву и пошла по другим городам. На выставках художники читали лекции, стремясь привлечь народ и продать как можно больше картин.
Интересно, что выставки были одновременно и творческим, и финансовым предприятием, на одной выставке художники могли заработать столько денег, сколько бы они заработали за год в Академии художеств! Спрос на работы был большой, художники делали копии картин, чтобы удовлетворить потребности всех.
Однако спустя годы в Товариществе возник конфликт, причина раздора—разница в гонорарах: некоторые "передвижники" не могли ничего продать, а доходы мастеров "с именем" росли неимоверно, в то же время всё заработанное по Уставу должно было делиться на всех членов Общества.
К сожалению, со временем Товарищество передвижных художественных выставок перестало быть либеральным обществом свободолюбивых художников, а стало проявлять консерватизм Академии художеств, из которой они когда-то и вышли. Молодым художникам, вступавшим в Товарищество, указывалось, какие сюжеты брать для творчества и в какой технике выполнять работу, а самих молодых художников презрительно именовали "экспонентами". В 1901 году Общество стали покидать художники, а в 1922 году прошла последняя выставка Товарищества.
Несомненно, общество художников-передвижников—уникальное культурное и идейное явление в нашей культуре, сегодня мы можем любоваться картинами художников-передвижников, свободно творивших в своём Товариществе.
Пишите комментарии, подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить другие материалы!