Годы работы в психотерапии приучили меня к внимательности: к тому, что и как человек говорит, к его мимике и тому, что за ней может скрываться, к его телесным проявлениям, к его дыханию. Иногда тело может рассказать так много о человеке, о его сложностях, о его жизненном пути, что когда он начинает свой рассказ, поражаешься, насколько точно это уже запечатлено в его теле.
Частая поза у тех, кто приходит впервые (и эта поза может ещё очень долго не меняться в процессе работы), - это как будто бы желание занять как можно меньше места: краешек кресла, согнутая спина, сведённые вперёд плечи, руки сложены на коленях и прижаты к телу, дыхание сдавленное - тело как будто скрючено, оно словно замёрзло или находится в ожидании какого-то удара. Знаете, иногда можно встретить на улице пса с поджатым хвостом, втянутой в плечи головой, опущенной вниз; любое резкое движение в сторону такой собаки вызывает её испуг и стремительное убегание. Когда я вижу такую позу, я понимаю: у человека есть страх отверженности. И тут нужна длительная поддержка, максимальная бережность, до тех пор пока внутренняя бездна не заполнится силой.
Давайте сначала напишу, как проявляется, кроме телесных симптомов, страх отверженности, а потом поговорим о том, откуда он берётся.
1. Такие люди склонны создавать собственный "мир" и жить в нём. В детстве они могут быть примерными учениками и любить ходить в школу (чтобы поменьше находиться дома), но придя в школу, они как будто заворачиваются в кокон, их не видно и не слышно, они тихо сидят на последней парте, быстро выполняют все задания, а потом рисуют или пишут стихи. Лучший друг таких детей - это книга. Именно она реализует их фантазии о том, что мир может быть другим.
2. Высокая тревожность, настороженность, недоверие, которое может граничить с подозрительностью и одиночеством. Весь мир может представляться довольно опасным местом, вследствие этого контакты с окружающими крайне ограничены и скорее вынужденные, чем желанные.
3. Такие люди могут считать себя никчёмными, не обладающими ценностью. Своего мнения (в крайнем варианте) либо вообще нет, либо не считают себя достойными его высказать и, тем более, отстоять. Поэтому уступчивы, конформны, склонны соглашаться и подчиняться, как они говорят, "более сильным и компетентным".
4. С трудом могут распознать свои собственные потребности, желания, цели. Гораздо лучше понимают, чего хотят другие люди.
5. Крайне чувствительны к критике, долго переживают, если им сделали замечание. В то же время похвалу в свой адрес встречают смущением, стыдом, ощущением недостойности и преувеличения.
6. С одной стороны, сильно нуждаются во внимании и заботе, тянутся к ним, завидуют тем, кто может быть в центре внимания. Но, с другой стороны, как только оказываются в круге внимания и заботы, стремятся ускользнуть, сбежать, спрятаться из-за возникающей неловкости.
7. Даже во взрослом возрасте могут быть несамостоятельными или, как говорят психологи, "несепарированными" от родителей: живут вместе с родителями, отчитываются о том, где бывают, сколько зарабатывают, не принимают самостоятельных решений.
8. Внутренний мир может быть богатым и насыщенным и одновременно раздираемым дилеммами и конфликтами, отсюда нелюбовь к себе, ощущение своей проблемности.
9. Могут быть склонными к саморазрушению: я и так ноль, пустое место, я недостоин жить в этом прекрасном мире, пусть я скорее умру, чем нарушать его гармонию - мыслей таких, конечно же, нет в явном виде, но всё поведение говорит именно об этом.
10. Преобладающие чувства: страх, одиночество (на поверхности), зависть, обида (чуть глубже), злость (на самом глубоком уровне).
Это, конечно, крайние проявления, и не всегда они встречаются в полной совокупности, но отдельные моменты, думаю, могут в себе найти многие.
Откуда же берётся страх отверженности?
Можно было бы сказать о том, что в древние времена человек, которого отвергало за какой-то проступок племя, изгонялся, оставался в одиночестве и погибал. Да, всё это так. И, я думаю, наши тела через генетическую память записали в себе программу единственного варианта выживания - быть среди "своих".
Но не обязательно заглядывать в глубь веков, чтобы объяснить появление страха отверженности. По большей части, речь идёт о личной истории человека. Все мы были маленькими детьми, и все росли в разных семьях, в разных условиях (даже появление ещё одного ребёнка в семье уже меняет условия!).
Для младенца остаться в одиночестве ещё страшнее, чем для взрослого, ведь у взрослого есть хотя бы шанс, чтобы обеспечить себя ресурсами - у младенца такого шанса нет. Конечно, младенец этого не понимает, то зато это прекрасно чувствует его тело, то есть всё понимание своей уязвимости происходит через ощущения, а не через мысли или слова.
Ощущение отверженности, из которого затем прорастает страх отверженности, может возникнуть:
1) ещё до рождения ребёнка, в том случае, если беременность не была желанной;
2) когда родился ребёнок не того пола, который хотели родители;.
3) когда ребёнок должен соответствовать ожиданиям родителей (нарциссические родители, считающие ребёнка своим идеальным продолжением). Если ребёнок проявляет свои желания или самостоятельность, он сталкивается с гневом или холодностью родителей;
4) когда ребёнка по каким-то причинам передают на воспитание другим родственникам или в детский дом;
5) при конкуренции родителя и ребёнка за внимание другого родителя. При этом конкурирующий родитель приписывает ребёнку все свои негативные черты, в результате ребёнок становится "изгоем".
Чаще всего ощущение отверженности приходит к ребёнку через холодность, равнодушие, чёрствость родителя, нечувствительность и невнимание к потребностям ребёнка. Это взрослым кажется, что молчание - золото. Для ребёнка молчание родителя приравнивается к игнорированию: "Лучше бы кричал, чем молчал".
Но иногда родитель отвергает ребёнка напрямую, через слова:
- отойди, сейчас не до тебя!
- лучше бы тебя не было!
- и зачем я тебя родила!
- от тебя одни несчастья!
- ты - никто, и звать тебя - никак!
- уходишь? Отлично! Наконец-то вздохнём свободно!
Итак, подведём итог: страх отверженности появляется из опыта отверженности, пережитом лично, на который, безусловно, накладывается опыт предыдущих поколений, который мы считываем из коллективного бессознательного через сказки, легенды, истории, мифы. Приобретается страх чаще всего в раннем возрасте, в деструктивной семье.
Возможно ли проработать этот страх? Это не самая простая задача, конечно, но, как говорится, "нет ничего невозможного для человека с интеллектом". Проработка этого страха необходима для того, чтобы восстановить целостность собственной личности. Ведь в стремлении не быть отвергнутым родителями ребёнок "отвергает", "отрезает" от себя те черты, которые, как ему кажется, неугодны его родителям. А ведь именно в этих чертах, чаще всего, и скрывается его ресурс. Помните, в начале статьи я писала о том, что в глубине находится злость? Именно она поможет преодолеть страх и соединиться с собой!
Возможно ли сделать это в одиночку? Скорее, нет. Ведь любой страх, любая травма приобретается в социуме. И лечиться она должна тоже в социуме. Только приобретается страх в деструктивной среде, а лечиться должен в терапевтической = максимально доброжелательной, внимательной, терпимой, принимающей. Считайте, что вам бесконечно повезло, если вы встретили "терапевта" по жизни и он стал вашим спутником. Но, к сожалению, чаще всего люди со страхом отвержения выбирают себе в партнёры именно "отвергающих" партнёров (это бессознательное стремление к знакомым отношениям, которые были в детстве). Поэтому легче всего найти терапевтическую атмосферу всё-таки в кабинете психолога или психотерапевта.
Друзья, я буду вам благодарна за отклики на мою статью!
Автор: Москвитина Татьяна Николаевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru