Найти в Дзене

Быть или не быть. Стремление к жизни или саморазрушению. Эрос и Танатос

Оглавление

Мы привыкли воспринимать пищевые нарушения как удовольствие обжоры. Мол такой вот он распущенный, сам себя сдержать не может перед наслаждением.

В психологической науке другой взгляд на ситуацию. В сложных случаях мы говорим о само-разрушающем поведении, об уничтожении себя с помощью еды.

В моменты приступов человек не ощущает "неземного блаженства", как принято воспринимать снаружи. В эти моменты психикой решаются совсем другие задачи.

Сегодня расскажу о восприятии ситуации с точки зрения психоанализа.

З. Фрейд. Боги жизни и смерти: Эрос и Танатос

Из чего состоит психика по З. Фрейду?

Из 3-х единиц:

  • ОНО - неуправляемая природа.
  • Сверх-Я - социальные запреты, которые идут от взрослого и которые ребёнок должен воспринять, чтобы управлять ОНО, управлять своей природой.
  • Я - находится между ОНО и Сверх-Я.
Структура личности по З. Фрейду, если "Я" зажато между "Сверх-Я" и "Оно".
Структура личности по З. Фрейду, если "Я" зажато между "Сверх-Я" и "Оно".

Если "Я" не созрело, то психика остается с:

  • неуправляемой природой (ОНО) и
  • отторгаемыми социальными запретами (Сверх-Я).

"Я" как бы зажато между неуправляемой природой и непонятными, отторгаемыми запретами (как изображено на картинке выше).

Мы, люди, разумные существа.

Нам нельзя навязать нормы "сверху", по чьей-то прихоти.

  • Можно заставить выполнять что-то, просто от того, что ребёнок слабее, младше, зависим от взрослого,
  • но без внутреннего принятия какой-то нормы - она будет отторгаться.
Чтобы воспринять норму внутрь - её нужно понять,
понять как СВОЮ норму, чем она мне помогает,
ДЛЯ ЧЕГО именно так нужно делать.

  • Если родитель просто давит и не разъясняет причины каких-то запретов-ограничений,
  • или разъясняет, но внутренне ребёнок с ними не согласен, не принимает,
  • то бунт неизбежен (тихий или громкий, явный или скрытый).

"Поэтому я сейчас хожу вообще без шапки, даже зимой"

Яна Кудрявцева (выиграла серебряную медаль на Олимпийских играх в Рио) так рассказывает про заботу о её здоровье со стороны родителей:

Кадр из видео "Разговоры о гимнастике №21. Яна Кудрявцева", канал "Разговоры о гимнастике"
Кадр из видео "Разговоры о гимнастике №21. Яна Кудрявцева", канал "Разговоры о гимнастике"

- Наверное родителям не нужно так, как это сказать, ну меня очень сильно держали, то есть ничего нельзя.

-4

- То есть дисциплина спортивная?

- Дисциплина и для меня вот это, запретный плод сладок, мне хотелось куда-то убежать всё время. Мороженое съесть, которое мне не разрешали. Все равно надо что-то позволять ребёнку, не так жестко держать.

Фото выступления Яны Кудрявцевой
Фото выступления Яны Кудрявцевой
-6
Яна завоевала серебряную медаль Олимпийский игр
Яна завоевала серебряную медаль Олимпийский игр

Ведущая:

- А почему мороженое не разрешали?

Яна:

- Горло заболит, нельзя. Холодное нельзя. Ничего нельзя. Я только в шапке до лба. Мне так было всегда стыдно, что я всегда ходила в шапке. Уже, не знаю, апрель месяц, уже тепло, а мне папа: "Одень шапку!", и я так завернута.

-8

Папа только за угол сворачивал, я сразу эту шапку снимала. Так это было. Перебор иногда прям. Поэтому я сейчас хожу вообще без шапки, даже зимой. На всю жизнь это сохранилось.

Как развивается Я

Из описанного выше уже очевидно, что развитие идет сразу в 2-х направлениях:

1 - отделение себя от неуправляемой природы и получение контроля над телесными проявлениями;

2 - отделение себя от социальных запретов через анализ предлагаемых норм. Принятие в себя только того, что Я считаю нужным, что МНЕ нравится как разумное, эффективное, помогающее жить.

С организмом:

  • ты, конечно, сейчас очень хочешь спать, но Я хочу на море, и нам нужно успеть на самолет, просыпайся, встаем.

С социальным запретом (нормой, убеждением):

  • МНЕ это подходит? МНЕ это помогает жить? Я это принимаю? Это эффективно или для моей ситуации не верно / устарело / ошибочно?

Наша голова забита управляющими убеждениями, которые регламентируют деятельность. Опираясь на них, мы принимаем решения, организуем жизнь.

Подробно об убеждениях ЗДЕСЬ, в описании 3-го шага курса "7 шагов к стройности".

И когда мы с доверителями, или с жителями нашего сайта KgMinus.ru упираемся в какое-то убеждение при разборе возникшей проблемы, то размышляем:

  • мне это подходит? мне это помогает? я принимаю в свою жизнь такое правило? или откидываю? или оно мне не нужно и даже вредит?
И получается, что из структуры "Сверх-Я"
принимаются в "Я"
только те убеждения,
которые кажутся уместными, подходящими, помогающими хорошо жить.
Нет бессмыслицы и глупых запретов.

Получается такая картинка:

И ещё создается "Идеал-Я", но об этом в другой статье, если вам будет интересно.
И ещё создается "Идеал-Я", но об этом в другой статье, если вам будет интересно.

Смотрите, как хорошо сказано "в распоряжении Я".

То есть "Я" - главная структура, основная.
Всё остальное в ЕГО распоряжении и служит ему.

Здесь особо хочется подчеркнуть, что для стройности

  • нам нужен рост "Я" (через внимание к себе, через понимание себя),
  • а не усиление внешних требований, которые опять "зажмут" Я между неуправляемой природой и запретами, спущенными кем-то сверху.

Напомню картинку для такого варианта:

Структура личности по З. Фрейду, если "Я" зажато между "Сверх-Я" и "Оно".
Структура личности по З. Фрейду, если "Я" зажато между "Сверх-Я" и "Оно".

Сложная ситуация, когда в структуре личности нет "Я"

  • Тогда получаются бушующие волны неуправляемой природы + отторжение социальных норм = саморазрушение, которое З. Фрейд поэтично описал как "влечение к смерти", власть бога Танатоса (бога смерти).
  • И обратная ситуация - это власть бога жизни, бога любви Эроса - возникает при развитии "Я", когда "Я" становится центральной структурой психики.

Искала что-то для иллюстрации и встретила картину в Википедии, решила разместить, потому что понравилось название в графе "занятия" )) Прекрасное занятие для жизни ))

Картина  Похищение Психеи. Вильям Бугро, 1895, 
фр. Le ravissement de Psyché
Картина Похищение Психеи. Вильям Бугро, 1895, фр. Le ravissement de Psyché

Кстати, у Эроса была жена Психе́я, или Психе́ (др.-греч. Ψυχή — «душа», «дыхание») — в древнегреческой мифологии олицетворение души, дыхания.

Сейчас буквой Ψ обозначается психология как наука.

-12

З. Фрейд любил именовать психологические явления, обращаясь к мифам. Возможно, иногда слишком избыточно, но красиво получается.

  • Развитие Я - влечение к жизни - символизируется богом любви Эросом.
  • Уничтожение Я - влечение к смерти - символизируется богом смерти Танатосом.

Про развитие "образа Я" (управляющего нашим самоощущением, поведением, выбором места в жизни и многим другим) рассказываю на шагах 1 и 4 курса "7 шагов к стройности".

Про подчинение "Я" животной природы рассказывала на примере управления эмоциями и вниманием в статье:

Что такое эмоциональный интеллект. Как им пользоваться, чтобы не переедать, не заедать стресс и другие эмоции

Автор: Кочеткова Наталья, психолог, консультант по снижению веса и питанию с более чем 20-ти летним опытом, нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.