Мы привыкли воспринимать пищевые нарушения как удовольствие обжоры. Мол такой вот он распущенный, сам себя сдержать не может перед наслаждением.
В психологической науке другой взгляд на ситуацию. В сложных случаях мы говорим о само-разрушающем поведении, об уничтожении себя с помощью еды.
В моменты приступов человек не ощущает "неземного блаженства", как принято воспринимать снаружи. В эти моменты психикой решаются совсем другие задачи.
Сегодня расскажу о восприятии ситуации с точки зрения психоанализа.
З. Фрейд. Боги жизни и смерти: Эрос и Танатос
Из чего состоит психика по З. Фрейду?
Из 3-х единиц:
- ОНО - неуправляемая природа.
- Сверх-Я - социальные запреты, которые идут от взрослого и которые ребёнок должен воспринять, чтобы управлять ОНО, управлять своей природой.
- Я - находится между ОНО и Сверх-Я.
Если "Я" не созрело, то психика остается с:
- неуправляемой природой (ОНО) и
- отторгаемыми социальными запретами (Сверх-Я).
"Я" как бы зажато между неуправляемой природой и непонятными, отторгаемыми запретами (как изображено на картинке выше).
Мы, люди, разумные существа.
Нам нельзя навязать нормы "сверху", по чьей-то прихоти.
- Можно заставить выполнять что-то, просто от того, что ребёнок слабее, младше, зависим от взрослого,
- но без внутреннего принятия какой-то нормы - она будет отторгаться.
Чтобы воспринять норму внутрь - её нужно понять,
понять как СВОЮ норму, чем она мне помогает,
ДЛЯ ЧЕГО именно так нужно делать.
- Если родитель просто давит и не разъясняет причины каких-то запретов-ограничений,
- или разъясняет, но внутренне ребёнок с ними не согласен, не принимает,
- то бунт неизбежен (тихий или громкий, явный или скрытый).
"Поэтому я сейчас хожу вообще без шапки, даже зимой"
Яна Кудрявцева (выиграла серебряную медаль на Олимпийских играх в Рио) так рассказывает про заботу о её здоровье со стороны родителей:
- Наверное родителям не нужно так, как это сказать, ну меня очень сильно держали, то есть ничего нельзя.
- То есть дисциплина спортивная?
- Дисциплина и для меня вот это, запретный плод сладок, мне хотелось куда-то убежать всё время. Мороженое съесть, которое мне не разрешали. Все равно надо что-то позволять ребёнку, не так жестко держать.
Ведущая:
- А почему мороженое не разрешали?
Яна:
- Горло заболит, нельзя. Холодное нельзя. Ничего нельзя. Я только в шапке до лба. Мне так было всегда стыдно, что я всегда ходила в шапке. Уже, не знаю, апрель месяц, уже тепло, а мне папа: "Одень шапку!", и я так завернута.
Папа только за угол сворачивал, я сразу эту шапку снимала. Так это было. Перебор иногда прям. Поэтому я сейчас хожу вообще без шапки, даже зимой. На всю жизнь это сохранилось.
Как развивается Я
Из описанного выше уже очевидно, что развитие идет сразу в 2-х направлениях:
1 - отделение себя от неуправляемой природы и получение контроля над телесными проявлениями;
2 - отделение себя от социальных запретов через анализ предлагаемых норм. Принятие в себя только того, что Я считаю нужным, что МНЕ нравится как разумное, эффективное, помогающее жить.
С организмом:
- ты, конечно, сейчас очень хочешь спать, но Я хочу на море, и нам нужно успеть на самолет, просыпайся, встаем.
С социальным запретом (нормой, убеждением):
- МНЕ это подходит? МНЕ это помогает жить? Я это принимаю? Это эффективно или для моей ситуации не верно / устарело / ошибочно?
Наша голова забита управляющими убеждениями, которые регламентируют деятельность. Опираясь на них, мы принимаем решения, организуем жизнь.
Подробно об убеждениях ЗДЕСЬ, в описании 3-го шага курса "7 шагов к стройности".
И когда мы с доверителями, или с жителями нашего сайта KgMinus.ru упираемся в какое-то убеждение при разборе возникшей проблемы, то размышляем:
- мне это подходит? мне это помогает? я принимаю в свою жизнь такое правило? или откидываю? или оно мне не нужно и даже вредит?
И получается, что из структуры "Сверх-Я"
принимаются в "Я"
только те убеждения,
которые кажутся уместными, подходящими, помогающими хорошо жить.
Нет бессмыслицы и глупых запретов.
Получается такая картинка:
Смотрите, как хорошо сказано "в распоряжении Я".
То есть "Я" - главная структура, основная.
Всё остальное в ЕГО распоряжении и служит ему.
Здесь особо хочется подчеркнуть, что для стройности
- нам нужен рост "Я" (через внимание к себе, через понимание себя),
- а не усиление внешних требований, которые опять "зажмут" Я между неуправляемой природой и запретами, спущенными кем-то сверху.
Напомню картинку для такого варианта:
Сложная ситуация, когда в структуре личности нет "Я"
- Тогда получаются бушующие волны неуправляемой природы + отторжение социальных норм = саморазрушение, которое З. Фрейд поэтично описал как "влечение к смерти", власть бога Танатоса (бога смерти).
- И обратная ситуация - это власть бога жизни, бога любви Эроса - возникает при развитии "Я", когда "Я" становится центральной структурой психики.
Искала что-то для иллюстрации и встретила картину в Википедии, решила разместить, потому что понравилось название в графе "занятия" )) Прекрасное занятие для жизни ))
Кстати, у Эроса была жена Психе́я, или Психе́ (др.-греч. Ψυχή — «душа», «дыхание») — в древнегреческой мифологии олицетворение души, дыхания.
Сейчас буквой Ψ обозначается психология как наука.
З. Фрейд любил именовать психологические явления, обращаясь к мифам. Возможно, иногда слишком избыточно, но красиво получается.
- Развитие Я - влечение к жизни - символизируется богом любви Эросом.
- Уничтожение Я - влечение к смерти - символизируется богом смерти Танатосом.
Про развитие "образа Я" (управляющего нашим самоощущением, поведением, выбором места в жизни и многим другим) рассказываю на шагах 1 и 4 курса "7 шагов к стройности".
Про подчинение "Я" животной природы рассказывала на примере управления эмоциями и вниманием в статье:
Автор: Кочеткова Наталья, психолог, консультант по снижению веса и питанию с более чем 20-ти летним опытом, нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.