Эту дорогу планировали построить еще со времен СССР — первые предложения появились в 1970-е. С тех пор с определенной периодичностью власти поднимали данный вопрос, однако до реализации дело так и не дошло, по крайней мере, пока.
Дело движется. Вернее, затормозилось
В последние годы от слов наконец перешли к делу: зарезервировали земли и разработали соответствующий проект, который в 2022-м одобрила Главгосэкспертиза РФ. Однако, когда приступят к реализации — неизвестно. Не озвучиваются даже примерные сроки. Причина проста и банальна — денег нет. Поэтому, как полагает ряд экспертов, эта задумка может еще долго оставаться на бумаге.
Хорошо бы два обхода...
Речь идет о современной автомагистрали протяженностью свыше 68 км, которая должна пройти в обход города Барнаула. В середине прошлого десятилетия рассматривалось несколько вариантов объездной, причем говорили как о южном, так и северном обходах. Подчеркивалось, что наличие сразу двух дорог, образующих полукольцо (около 120 км), было бы идеальным решением. Но в то же время все прекрасно понимали, что в таком виде в финансовом плане проект неподъемен.
В итоге сконцентрировались на северном варианте, объявив в 2016-м конкурс на разработку необходимой документации (предварительные исследования проводили еще в 1980-х). Надежды тогда были главным образом на Москву — за счет федеральной казны планировалось покрыть 80% расходов на мост через Обь и примерно половину затрат на весь проект. Правда, шансов на получение заветных средств было немного, так как правительство отдавало предпочтение аналогичным инициативам в городах-миллионниках.
С севера на юг
В 2017-м в Барнауле и вовсе решили кардинальным образом пересмотреть планы и продвигать уже южный вариант обхода. Авторы этой идеи свое решение объяснили тем, что северный маршрут (от Павловского тракта через р. Обь чуть западнее Научного городка и далее в северо-восточном направлении до п. Казачий), который рассматривался еще в советское время, предполагает трассировку через леса Первомайского района, преобразованные в 2007-м в Кислухинский заказник, где нельзя вырубать деревья.
К тому же Москва вложила несколько десятков миллиардов рублей в реконструкцию федеральной трассы Р-256 (тогда — М-52) на отрезке от Новоалтайска до Озерок. И при реализации «Северного обхода» этот участок попросту остается в стороне, что выглядит нерациональным.
Именно поэтому предпочтение решили отдать южному варианту, по которому магистраль пройдет в юго-западном направлении от Р-256 «Чуйский тракт» (район д. Покровка) мимо п. Лесной; пересечет дорогу на Бобровку и по новому мостовому переходу через р. Обь выйдет на противоположный берег, примерно в 2 км к югу от п. Бельмесево, откуда в северо-западном направлении пойдет мимо п. Новые Зори к Павловскому тракту, с которым соединится между п. Новомихайловка и с. Шахи.
Было 50 млрд руб. А стало?
На всем протяжении 4-хполосной трассы предусмотрено пять транспортных развязок и около 25 искусственных сооружений, включая 12 мостов, крупнейшим из которых станет сооружение через Обь (2,4 км). Проектом предусмотрено и создание площадок отдыха для автомобилистов, остановки общественного транспорта, пункт взимания платы и другие объекты инфраструктуры.
Отмечается, что, благодаря обходу, удастся существенно снизить увеличивающуюся с каждым годом нагрузку на дорожную сеть города, выведя транзитный транспорт за его пределы. Это не только решит проблему пробок, но и улучшит экологическую обстановку в краевой столице.
В 2018-м воплощение этой задумки оценили почти в 50 млрд руб. За год до этого в «Алтайавтодоре» говорили, что к строительству могут приступить уже в 2019-2020 гг. Но процесс подготовки затянулся. В 2020-м были зарезервированы земли, через которые пройдет будущая трасса. Параллельно инициаторы проекта всячески пытались продвигать его на федеральном уровне, чтобы заручиться поддержкой Москвы. Заинтересованность в кампании высказывали банк «Открытие» и «Газпромбанк».
С тех пор на подготовку различной документации, включая и сам проект перехода и отдельно моста, были потрачены сотни миллионов рублей. Однако непосредственно на реализацию средств нет, что мешает сегодня приступить к работам на площадке, о чем в октябре 2022-го заявил министр транспорта Алтайского края Антон Воронов.
Именно поэтому власти не берутся озвучивать какие-либо сроки. Не сообщается и необходимая сумма, которая, разумеется, увеличилась за последние четыре года. Хотя региональные чиновники подчеркивают, что с федеральными властями продолжается взаимодействие по определению источников финансирования.
В статье использованы изображения с Информационно-аналитического портала о дорогах России roads.ru и официального сайта Правительства Алтайского края / altairegion22.ru