Русский Север во времена Московского государства был основой экономики страны. Пушнина, соль, рыба, первые разработки железных, медных и серебряных руд, нефть, жемчуг – все шло с северных территорий. Но в XVIII веке ситуация стала резко меняться. Император Петр Первый переводит международную торговлю на Балтику, развитие северных портов – Архангельск и Кола – остановлено. Урал оказался более богатым на полезные ископаемые. Экономика Российской империи сменила направление, и Север к XIX веку оказался на отшибе цивилизации. Главным богатством у поморов остались рыбные промыслы, но и они не стали приносить прибыль. Этому способствовало несколько факторов.
Боевые действия англо-французской военно-морской экспедиции 1854—1855гг. в ходе Крымской войны (Беломорская кампания) разорили поселения Кольского полуострова. Были уничтожены склады, магазины, промысловые суда и снасти. Мурманский берег, который до этого активно осваивался поморами, стал пустынным. Наиболее изученный западный промысловый район Мурмана отошел Норвегии в 1825г., а восточные районы Баренцева моря были «белым пятном» для поморов. Вместо постоянных поселений стали появляться небольшие становища, промысел стал сезонным и часто убыточным. Причины такого состояния виделись в устаревшей системе покрута и способах промысла, а также в малотоннажных судах и их износе. Из-за маленькой плотности населения Кольского полуострова было недостаточное количество рыболовных пунктов вдоль Баренцева моря. Отсутствие соответствующей инфраструктуры и длительность перевозки рыбы давало преимущество норвежской рыбной продукции на российском рынке. Поморы проигрывали в конкуренции с рыбопромышленниками Северной Европы, а Север нищал.
В конце XIX века административные чины и научная интеллигенция забила тревогу и пыталась как-то изменить ситуацию. Общество на водах Российской империи открывало спасательные избы и закупало спасательные суда для помощи тонущим рыбакам. Велись разговоры о необходимости развертывания сети маяков в море и проведение телеграфа в рыбацких становищах, для срочной передачи прогноза погоды. Но даже этих мер было не достаточно, чтобы изменить положение. Увеличились шансы на спасение терпящих бедствие моряков, но жизнь помор не менялась. Кардинальное изменение произошло только в 1894 году. В сентябре 1894 года на Белом море прошел страшный шторм, который унес пять десятков жизней поморов. Архангельской губернатор Энгельгардт А.П. об этом сообщает так: «Этот шторм показал, насколько поморы опытны в мореплавании: несмотря на первобытную постройку и плохую оснастку их судов, крушение потерпело сравнительно небольшое число судов; всего разбило 16 крупных палубных и 18 беспалубных судов, причем погибло 52 человека» (В. Георги). По мнению губернатора, жертв могло быть намного больше, но и это сильно взволновало общественность. Для оказания помощи пострадавшим и их семьям в Санкт-Петербурге в декабре 1894 года был организован "Комитет для помощи поморам Русского Севера". Председателем выбрали сенатора П. А. Фадеева, среди членов были: протоиерей Иоанн Сергиев (Кронштадтский), архангельский губернатор А. П. Энгельгардт, генерал А. А. Боголюбов – меценат культуры, знаток Севера (патрон художника А. Борисова), купец-помор Н.И. Гунин, «непременные члены» К.К. де Риппас, К.И. Михайлов, Ф.Н. Чернышёв и многие неравнодушные ученые, военные и купцы. Покровителями Комитета выступили великий князь Александр Михайлович и великая княгиня Ксения Александровна – сестра императора Николая II.
К концу 1895 года собрали 50 тысяч рублей, из которых 5000 рублей пожертвовал император Николай II, а царская семья выделила 3 тыс. рублей. Это позволило назначить пенсии по 36 рублей в год на одного человека. Для престарелых родственников погибших моряков пенсии были пожизненные, а для малолетних они выплачивались до достижения 18-летия. Всего было собрано пожертвований на сумму 150 тыс. рублей, ещё такую же сумму выделило правительство. Этих средств оказалось достаточно не только для помощи пострадавшим при кораблекрушениях, но и на проведение программ по улучшению жизни поморов. Комитет занялся содействием в строительстве и страховании морских судов. В издании мореходных карт и гидрометеосведений. Организацией промышленных исследований, строительством спасательных станций, закупкой научных и спасательных судов и т. д. Главным проектом Комитета стала организация Мурманской научно-промысловой экспедиции.
Это было первое арктическое крупномасштабное долговременное рыбохозяйственное исследование малоизвестных рыбопромысловых районов Баренцева моря. Руководителем Экспедиции стал секретарь Комитета известный ученый Н. М. Книпович. На средства Комитета Кипнович закупил в Норвегии и Германии несколько промысловых судов разного типа и водоизмещения. Флагманом экспедиции стал пароход «Андрей Первозванный» - первое в мире полностью научно-исследовательское судно. По примеру этого парохода стали строить научные суда в Северной Европе. Также Комитет для помощи поморам Русского Севера способствовал улучшению инфраструктуры: открыл промысловый телеграф, содействовал открытию линии Вардё — Восточная Лица. В мурманских становищах Териберке и Рынде открыл спасательные станции. Содействовал программе заселения Мурманского берега - улучшил снабжение колонистов вещами и продуктами. За 8 лет (с 1900г.) Комитетом было оказана помощь 347 судам, на которых трудилось 1 297 человек. Но внутренние противоречия мешали развитию деятельности Комитета.
Среди членов Комитеты были разные люди. Государственные деятели стремились использовать средства организации для решения административных проблем Архангельской губернии. Профессорская интеллигенция упирала на решение научных задач, а общественные деятели склонялись к оказанию помощи бытовых проблем поморов. В результате внутренних конфликтов и критики со стороны общественности и тяжелого финансово положения государства (Русско-японская война, первая русская революция) – финансирование сокращалось. Одновременно поднимался вопрос о нецелесообразности отдавать такие дела в руки частной организации, чем и являлся Комитет. Из-за нехватки средств, в 1908 году Комитет для помощи поморам Русского Севера прекратил свою деятельность.
Труды Комитета не пропали даром. Исследование Мурманской научно-промысловой экспедиции открыли новые промысловые районы и положили начало промышленному освоению Арктики. Поморы стали переходить на новые способы рыбного промысла. Использовали новые суда и снасти (траулеры с тралами). Проведение телеграфа решило проблему с информационной изоляцией, а система маяков и спасательных станций – повысила безопасность судовождения. К сожалению, события Первой мировой войны, революций 1917 года и Интервенции на Севере 1918-1920 годов, затормозило развитие Севера на несколько десятилетий. Но со временем задачи и планы, которые ставили перед собой члены Комитета для помощи поморам Русского Севера, во многом были решены. Правда, это уже были не поморы, а советский народ.
Источники:
Гебель Г.Ф. Наша Лапландия. – С.-Петербург : [б. и.], .1909 - 314 с.
Георги В. С. Тралфлот/ под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с.
Лайус Ю.А. Ученые, промышленники и рыбаки: научно-промысловые исследования на Мурмане, 1898-1933. Вопросы истории естествознания и техники, № 1, с.64-81, 1995
Тимошинина А.И Деятельность Комитета для помощи поморам Русского Севера 1894-1908гг. (По материалам журнала "Вестник рыбопромышленности"// Человеческий капитал, 2022, №7(163) с. 68-74
Чуракова О.В. Комитет для помощи поморам Русского Севера (1894-1908) -https://goarctic.ru