Найти тему

Из истории училища. С.К.Зарянко

Дорогие друзья, сегодня мы начинаем рубрику о знаковых личностях в истории

Московского училища живописи, ваяния и зодчества!

Сегодня мы публикуем текст сотрудника академии, кандидата искусствоведения

Натальи Дмитриевны Кориной о Сергее Константиновиче Зарянко, - одном из талантлевейших портретистов XVIII столетия.

С.К.Зарянко.

Н.П.Шпортунов. Портрет С.К.Зарянко
Н.П.Шпортунов. Портрет С.К.Зарянко

6 октября (24 сентября по старому стилю) родился Сергей Константинович Зарянко (1818-1870) – одаренный художник, академик Императорской Академии художеств, профессор портретной и исторической живописи, неординарный педагог, внесший значительный вклад в формирование московской школы живописи в середине XIX века. В 1856 году он поступает на службу в Московское Училище живописи и ваяния одновременно на должность инспектора и преподавателя. И если инспектором он пробыл всего 4 года, то вот педагогическое поприще помогло раскрыть разные грани его таланта. Существовало даже такое понятие как «школа Зарянко», отличающаяся особой методикой преподавания. Среди учеников мэтра были В.Г. Перов и И.М. Прянишников, братья В.Е. и К.Е. Маковские, В.В. Пукирев и Л.И. Соломаткин и многие другие. Помимо прочего, Сергей Константинович был незаурядным теоретиком искусства, его методологические труды полны глубоких рассуждений о профессиональных и нравственных основах художественного мастерства. Целью всех высших искусств (поэзии, живописи, музыки) он считал «служение нравственной стороне человека», чему беспримерно следовал и в собственном творчестве.

Однако столь щепетильное отношение С.К. Зарянко к вопросам нравственного содержания искусства, иногда приводило к забавным прецедентам. Об одном из таких свидетельствует В.Г. Перов, вспоминая о работе учителя над одной картиной: «Когда мальчик был тоже готов, как и девица, т.е. выписан до невозможного, то Сергей Константинович нашел, что быть в лесу мальчику и девочке без старших – неприлично, предосудительно, а потому посоветовал ученику С. С одной стороны картины приписать грот, а в этот грот посадить вяжущую чулок почтенную старушку <…> Но чтобы мальчика также не сочли за бродягу, тем более за негодяя, шатающегося по лесу, то Сергей Константинович посоветовал с другой стороны картины на пеньке посадить старичка с палкой, в круглой шляпе, пальто и опорках, что и было исполнено. Этот состоящий из одних морщин старичок изображал пестуна или провожатого мальчика и имел не только жалкий, но и несчастный вид. Оградив таким образом детей от какого-либо дурного предположения со стороны зрителя, Сергей Константиновичи ученик, г. С., остались очень довольны как тем, что было изображено на картине, так и тем, что нравственный принцип скромности вполне соблюден и огражден от всяких дурных предположений» (Перов В.Г. Наши учителя. С.К. Зарянко // Федоров-Давыдов А.А. В.Г. Перов. М., 1934. С. 205)