Найти тему
МИР (Море История Россия)

«Новики» Металлического завода, или новые «открытия» Википедии.

Читаем нами любимую «Вику» (так, ради интереса):

«В основу проекта была заложена спецификация эсминца «Новик» (Правда? Эсминца «Новик»? С тремя турбинами?), 13 июня 1912 года на заседании Технического совета Главного Управления кораблестроения лучшим был признан проект эсминцев типа «Счастливый» Путиловского завода. Однако ряд изменений, направленных на увеличение мощности и надёжности энергетической установки, позволил 1 января 1913 года Петербургскому Металлическому заводу получить контракт [ссылка дана на недоступный интернет-ресурс] на создание 8 эсминцев, имеющих отличия в тактико-технических характеристиках с проектом «Счастливый», и получивших название — тип «Орфей».

Ну, вообще-то ситуация была иной (она описана в предыдущей статье) и «Счастливый» здесь не при чем, это эсминец для Черного моря. Строили эсминцы несколько подрядчиков, а если сравнить проекты, по которым строили путиловцы и Металлический завод, они окажутся почти идентичными.

По мнению авторов этой статьи: «На эсминцах типа «Орфей» были установлены четыре паровых котла «Вулкан», каждый из которых располагался в отдельном отсеке. Так же, за счёт увеличенной ширине корпуса (на 0,2 метра), на эсминцах данного типа размещалась более мощная энергетическая установка, состоящая из двух паровых турбин «Кертис-АЕГ-Вулкан», дающие на выходе 30 000 л. с., против 23 000 л. с. эсминцев типа «Счастливый». (если что, все взято отсюда: https://ru.wikipedia.org/wiki/Эскадренные_миноносцы_типа_«Орфей»).

Два котла (в носу и в корме) располагались в отдельных отсеках и имели отдельные дымовые трубы, два котла по миделю, изначально, на первых дух эсминцах были расположены в одном отсеке и имели выхлоп, объединенный общим кожухом (визуально, четко видно, что средняя труба шире). На более поздних эсминцах, действительно, между ними появилась переборка.

В отличие от «черноморцев» эсминцы этой серии имели иное расположение артиллерии. Изначально, на них хотели ставить всего два орудия, но, здравый смысл возобладал, и вошли в строй они с измененным вооружением (и артиллерийским и торпедным).

Одно орудие располагалось традиционно на баке. Один трехтрубный торпедный аппарат располагался между первой и второй дымовыми трубами, и мог стрелять с левого или правого борта. Большая часть вооружения располагалась в корме, за дымовыми трубами. За третьей трубой стояли два трехтрубных торпедных аппарата, затем стояла 37-мм противоаэропланная пушка на тумбе (потом, на «Орфее» ее заменили на короткую 30-калиберную пушку Тарновского, которую у после революции называли пушкой Лендера), затем стояло 102-мм орудие. На заднем мостике орудия не было. Третье и четвертое орудия стояли на палубе.

Все корпусные детали заказанных кораблей полностью изготовлялись в судостроительных мастерских Ижорской верфи, а котлы, турбины, трубопроводы и другое оборудование доставлялись с Металлического завода. Но по поводу турбин, опять же, ОЧЕНЬ большой вопрос. Да, турбины и котлы были большей мощности. Но, это опять «Вулкановская» разработка (и котлы и турбины). Есть еще один нюанс.

По сети табунами носятся статьи про «немецкие «Новики»». Это не совсем корректные данные. О «немецких «Новиках»» чуть позже, но о чем можно уверенно говорить, так это о том, что даже на Металлическом заводе первые две турбины для эсминцев «Победитель» и «Забияка» были заказаны у немцев. В чем было их отличие, и за счет чего был больше их мощность?

Учитывая опыт эксплуатации турбин Парсонса, «Кертис-АЭГ-Вулкан» изменили конструкцию турбины, сделав ее комбинированной (повысив ее КПД).

Турбина переднего хода включала в себя турбины высокого и низкого давления. Она состояла из трёх частей: турбины переднего хода высокого давления, турбины переднего хода низкого давления и турбины заднего хода. Две части кожуха изготавливались при помощи чугунного литья, а кожух турбины высокого давления — при помощи стального литья.

Турбинные установки располагались каждая в своём машинном отделении, и приводила во вращение свой винт: носовая — правый, кормовая — левый. Так как установки были тихоходные, прямого действия, то они соединялись с гребными валами напрямую — без редуктора. Управление турбинами было сосредоточено на одном пульте, который был оборудован всеми необходимыми приборами.

Отработанный пар из турбин поступал в двухконтурные холодильники. В холодильники при помощи циркуляционных насосов подавалась забортная вода. Насосы приводились в действие двухцилиндровой паровой машиной. При аварии эти насосы могли использоваться для откачки воды из трюмов.

Котлы тоже поменялись. Котельные установки системы Норман-Вулкан (поверхность нагрева каждого котла составляла 810 м2, а рабочее давление —17 атм.) имели двустороннее нефтяное отопление, за счет чего удалось при одних и тех же габаритах получать большее количество пара.

Два головных эсминца «Победитель» и «Забияка», спущенные на воду в ноябре 1914 г., пришлось для достройки сразу же отбуксировать к пирсу Металлического завода, так как строительство машинной и котельной мастерских Ижорской верфи еще не закончилось.

Только после ввода в эксплуатацию мастерских, значительная часть деталей силовой установки стала производиться на заводе.

На совещании в ГУК 5 января 1915 г., учитывая текущее состояние работ, Металлический завод наметил ориентировочные сроки сдачи кораблей флоту: первые четыре корабля («Победитель», «Забияка», «Гром», «Орфей») весной и вторые четыре корабля («Летун», «Десна», «Азард», «Самсон»), осенью 1915 г.

Металлический завод не испытывал особых затруднений при строительстве кораблей, но с началом войны были сорваны сроки поставок оборудования заграничными предприятиями и начались задержки в выполнении договорных обязательств заводами внутри страны. Пришлось налаживать производство многих деталей у себя, а это потребовало достаточно много времени.

Именно поэтому, два эсминца вошли в строй в 1915 году («Победитель» 25.10.1915, «Забияка» 09.11.1915), а, заложенные одновременно с ними «Орфей» и «Гром» только через полгода, в мае 1916 года.

Если на первые четыре эсминца отдельные части механизмов можно было заказать за границей, то для последующих четырех кораблей («Летун», «Десна», «Азард» и «Самсон»), заложенных в конце 1914 и 1915 гг., приходилось все изготовлять только на русских заводах.

Последние два эсминца этой серии «Азард» и «Самсон» вошли в строй в октябре и ноябре 1916 года соответственно, с отставанием «всего лишь» в год (против мечтаний Морского ведомства). Но это еще хорошо. На других заводах все было намного хуже. (Но, об этом в следующей статье).

Какова судьба этих эсминцев? Если очень коротко:

-2

«Победитель» (с 1922 года «Володарский») прошел Первую Мировую, Гражданскую, но, 27 августа 1941 года подорвался на мине в Финском заливе при переходе из Таллинна в Кронштадт. При взрыве корабль разломился на две части, носовая часть ушла под воду, а кормовая некоторое время держалась на плаву. Катерами арьергардной группы было спасено только несколько десятков человек. Из курсантской роты ВВМУ им.Фрунзе, находившейся на борту, погиб командир роты старший лейтенант Г.М. Просандеев и 68 курсантов. Скорее всего, до сих пор лежит у острова Мохни (Эстония).

-3

«Забияка» (с 1922 года «Урицкий» с 1951 года «Реут» с 1956 года «УТС-22») прошел Первую Мировую, Гражданскую, Великую Отечественную войны.

1 августа 1949 вошёл в состав 2-го дивизиона бригады эсминцев СФ. 22 декабря 1950 БЭМ переформирована в 20-ю дивизию ЭМ СФ. Вошёл в состав 122-й БЭМ. 8 января 1951 «Урицкий» исключен из боевого состава ВМФ и переклассифицирован в учебное судно. Затем под названием «Реут» вошёл в бригаду опытовых кораблей и принял участие в испытаниях ядерного оружия на Новой Земле. Эсминец располагался ближе всех к эпицентру (300 м). При подводном взрыве атомного заряда 21 сентября 1955 года камеры зафиксировали, что «Реут» «подпрыгнул» из воды и мгновенно затонул. Обследование водолазами показало, что корабль лежит на дне, разломившись на три части. 15 апреля 1956 исключен из списков судов ВМФ

-4

«Орфей» Участвовал в Первой Мировой. Осенью 1917 подорвался на мине, получил повреждение турбин и вышел из строя. Корабль отбуксирован в Гельсингфорс для ремонта. Участвовал в Ледовом походе (следовал на буксире транспорта «Бурлак»). В апреле 1918 года сдан Петроградскому военному порту на долговременное хранение. Поврежденный эсминец стал «донором» запчастей для ремонта «Володарского» («Победителя»), носовая часть так же была использована для восстановления поврежденного эсминца. В 1931 году, списан, разобран на металл.

-5

«Гром» 14 октября 1917 года погиб в бою на Кассарском плесе. В 13:45 14 октября 1917 года «Гром», находящийся в составе дозора на Кассарском плёсе, попал под залп германского линкора «Кайзер», открывшим огонь по кораблям дозора. Снаряд попал в машинное отделение эсминца, но не взорвался. Из строя были выведены две турбины, «Гром» получил крен на левый борт. Когда в 15:30 в пролив Соэлозунд вошли германские корабли, «Гром» получил ещё несколько попаданий, и на нём начался пожар. Экипаж и офицеры спешно покинули корабль, оставив на борту секретные документы, в том числе карты минных заграждений. Немцы высадили на корабль десант, но его состояние исключало буксировку, и спустя некоторое время он затонул. Судьба его обломков мне не известна.

-6

«Летун» В октябре 1916 года «Летун» осуществлял минные постановки на коммуникациях противника, и 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1916 года подорвался на мине заграждения у острова Вульфа в Финском заливе. В результате взрыва была повреждены кормовая часть корпуса и практически полностью разрушена винто-рулевая группа. В конечном итоге отбуксирован в Гельсингфорс (Хельсинки) для ремонта. В «Ледовом походе» Балтийского флота, совершил (на буксире) переход из Гельсингфорса в Кронштадт, где был сдан в Петроградский военный порт на долговременное хранение. Явился «донором» запчастей для эсминцев Балтийского флота, в 1922 году разобран на металл.

Десна во время испытаний "Экзотики" (305-мм безоткатного орудия)
Десна во время испытаний "Экзотики" (305-мм безоткатного орудия)

«Десна» с 1922 года «Энгельс» прошел Первую мировую, Гражданскую, 24 апреля 1921 года «Десна» вошёл в состав Морских сил Балтийского моря, в составе которого был переименован в эсминец «Энгельс». Во время Советско-финской войны, «Энгельс» обстреливал укрепления противника на островах Финского залива (декабрь 1939 года). Погиб во время Великой Отечественной. В 17 часов 4 минуты у мыса Юминда на поверхности прямо по курсу были обнаружены три плавающие гальваноударные мины. Шедший впереди «Энгельса» теплоход «Андрей Жданов» благополучно их обогнул, эсминец же, начавший описывать циркуляцию вправо, задел одну из них кормой. Корабль потерял ход и управление, ветром его начало сносить на плавающие мины с левого траверза. Дрейф удалось прекратить, срочно отдав левый якорь. Подошедший катер «МО −201» снял с корабля раненых и секретную документацию. Когда палуба ушла в воду до третьей пушки, капитан 3-го ранга В. П. Васильев приказал подготовить экипаж к эвакуации и заложить подрывные патроны. В 17 часов 16 минут ледокол «Октябрь» взял аварийный корабль на буксир, но уже в 17 часов 35 минут последовал второй взрыв. Мина взорвалась в районе кормового мостика, и почти одновременно последовала детонация боезапаса артиллерийского погреба. В несколько минут личный состав перешел на тральщик «ТЩ-45», а ледокол отдал буксир, и почти сразу же «Энгельс» ушёл под воду кормой вниз, с креном на левый борт. Современное состояние обломков эсминца неизвестно.

-8

«Азард» с 1922 года «Зиновьев», с 1928 года «Артём». Судьба его похожа: 27 августа 1941 года подорвался на мине в Финском заливе при переходе из Таллина в Кронштадт. В 23 часа 15 минут 27 августа 1941 года, во время Таллинского перехода, «Артём» находящийся в составе арьергарда конвоя, подорвался на мине заграждения у острова Мохни в Финском заливе, и почти мгновенно затонул.

-9

«Самсон» с 1922 года «Сталин», с 1951 года «ПКЗ-37». Участвовал в Первой Мировой, Гражданской, 2 июля 1936 года вместе с эсминцем «Войков» в составе Экспедиции особого назначения № 3 под руководством Отто Шмидта убыл из Ленинграда во Владивосток по Беломорско-Балтийскому каналу и Северному морскому пути. В 1956 гду разобран на металл.