Цикл произведений о приключениях девочки Алисы, живущей во второй половине XXI века, стал одним из самых популярных в творческой жизни Кира Булычёва.
К одному из первых своих сборников рассказов об Алисе Селезнёвой "Девочка, с которой ничего не случится" автор напишет эпиграф:
Рассказы о жизни маленькой девочки, записанные её отцом.
Здесь и далее все происшествия и случайные неслучайности происходят либо с непосредственным участием отца, либо в его тени, которая непрестанно следует за Алисой.
Профессор Селезнёв играет большую роль в воспитании дочери, а мама Алисы занимается любимым делом — она востребованный архитектор, который строит дома даже на других планетах, поэтому постоянно находится в разъездах (разлётах). И так как описываемое время — это прекрасное будущее, то заботу о доме берут на себя роботы-помощники. Женщинам больше не надо заниматься домашним хозяйством в ущерб карьере.
Отец берёт Алису в командировки и экспедиции, разделяет её увлечения, с пониманием относится к её детским запросам, не делает из неё принцессу: дочь растёт активной и независимой девочкой. Сейчас бы его назвали вовлечённым отцом, мужчиной, глубоко погружённым в воспитание своего ребёнка. Ему не удаётся постоянно держать под контролем Алису, поэтому она попадает в истории, которые и отражены в книгах.
Образ матери достаточно размыт, но он точно положительный. Да и вообще, присутствие женщин в ранней алисиане номинальное. Они окружают Алису только в силу своих обязанностей или социальной роли: учителя, знакомые, матери друзей.
Казалось бы, возраст Алисы и жанр позволяют обойти темы любви и брака. Но в повести "Гай-до" Кир Булычёв разворачивает эти сложные для детской литературы проблемы и показывает их сквозь призму Алисиных приключений.
Автор представляет нам другую женщину будущего. Надо сразу оговориться, что она не землянка, а девушка с планеты Вестер Ирия Гай. Она родилась в семье, где отец был домашним тираном. Он мечтал о рождении сына, поэтому дочь получила исключительно мужское воспитание. Мать от воспитания дочери он оградил. Самаон Гай считал, что гендер — это понятие не биологическое, а социальное, то есть его можно задать в детстве.
Он не подарил ей ни одной куклы и не разрешил дотронуться до нитки с иголкой. Он запрещал ей собирать цветы и играть с девочками. Зато с раннего детства Ирия должна была водить автомобиль, поднимать штангу, заниматься боксом и вольной борьбой, прыгать с парашютом, считать в уме, работать с компьютером, пилить, строгать и паять. Даже в школу он её не пускал, чтобы она не заразилась какими-нибудь женскими слабостями.
Булычёв К. Гай-до. Пушкино, 1992. С. 52
Ирия выросла, стала красивой и смелой девушкой, влюбилась в земного космобиолога и вышла за него замуж. Променяла просторы космоса на пелёнки и домашние заботы. Патриархальная семейная модель оказалась ей ближе. И, лишь когда её мужу грозила опасность, она на время вновь сменила роль, став бесстрашной космической амазонкой.
Собственно, семьи Алисы и Ирии — это два антагониста, которые при этом являются полноценными ячейками общества. И эти две модели в наше время вполне жизнеспособны. Мужчины и женщины, которых нафантазировал Кир Булычёв, уже живут в настоящем.
Вспомнить и прочитать книгу о девочке, с которой ничего не случится, можно в НЭБ:
Булычёв, К. Девочка с Земли. Фантастические повести и рассказы / К. Булычёв. — Москва, 1974.
Подписывайтесь на телеграм-канал Ленинки.