Друзья, этот текст - продолжение предыдущего поста "Становление талантливого индивида". Если что-то будет непонятно, советую прочитать предыдущий пост.
Кому лень читать весь текст :) , сразу вывод:
Развитие человечества приводит нас от понимания “таланта” как того, кто противостоит серой массе и служит для нее кумиром - к “таланту” как тому, кто экологично “вписывается” в общество сам и помогает окружающим распаковывать свои способности.
То есть мы переходим от архетипа “таланта” как Героя = к “таланту” как Садовнику, Творцу.
Садовник = это стремление к успеху через терпение, знания, мудрость, трудолюбие … Витальный образ.
Герой = это стремление к успеху даже ценой жизни, своей или чужой. Мортальный образ.
Итак, на основании выводов инсейфинга от 10 Октбяря, той же дружной компанией (с Владимиром Разумовым и Валерией Великой) мы 17 октября провели так называемые "смысловые свёртки" в исследуемой области.
Краткие выводы:
Стоп, перед выводами - еще раз - постановка вопроса. Все дети способны, но только единицы из них вырастают в "талантов" и "гениев" - взрослых людей с распакованными и реализованными способностями. Почему так? Потому что в настоящее время существующая система образования заточена на "реплицирование" средних людей. А можно ли создать систему, которая будет заточена на взращивание талантов и гениев? Вот такая постановка вопроса.
Итак:
= необходимое, но недостаточное действие для создания такой системы - это деятельность по организации среды для проявления признаков талантов, создания социально комфортной среды для их проявления (то есть ребенок или взрослый должен без страха на первом этапе манифестировать, проявлять свои задатки и способности и получать положительную обратную связь от социума)
= среда для осуществления рефлексии ("салон", "клуб") должна удовлетворять достаточному критерию разнообразия участников (то есть, например, среда для выращивания талантливых художников должна состоять не только из одинаково видящих художников - а из представителей разных школ, а лучше если там будут еще и музыканты с поэтами. Однообразная среда не даст нужный уровень качественной рефлексии)
= стимулирование креативности, направленной не на МЕГА-социальное, а на микро-социальное (принцип "спаси себя, и вокруг тебя спасутся тысячи" вместо принципа "изменить мир к лучшему". Принцип "действовать в круге влияния". Принцип "взаимовыгодная деятельность в своей микро-группе, организованной по ситовому принципу" вместо принципа "клюй ближнего, клади на нижнего = всеми силами залезть на вершину социальной пирамиды, организованной по иерархическому принципу")
= уровень критики "талантливого индивида" до определённой степени положительно коррелирует с уровнем энергетики системы в целом (то есть для развития социума в целом полезно поддерживать определенной уровень конструктивной критики участников социума)
= способность выдерживать критику - необходимое, но недостаточное условия становление талантливого индивида (то есть ребенка/взрослого полезно учить выдерживать критику и работать с ней)
= не каждому талантливому индивиду нужен соревновательный элемент с другими людьми, внешней направленности. Многим нужен соревновательный элемент "с самим собой", внутренней направленности
= у "таланта" три стратегии поведения:
- продолжать традиции великих авторитетов (достойное следование уважаемой традиции)
- противопоставление своих идей уважаемой традиции (самоутверждение как отрицание)
- преодоление уважаемой традиции (разработка нового на основе синтеза уважаемой традиции и ее критики)
= баланс между рациональным и нерациональным. Устойчивый контакт со своим бессознательным и коллективным бессознательным у талантливого человека, доступ к этим ресурсам. Талантливый человек - более чем логичен, его разумность и адекватность включает контакт со своим бессознательным.То есть полезно, чтобы бытие талантливого индивида включало активные и регулярные формы деятельности для контакта со своим бессознательным (молитва в традиционном укладе жизни, безопасные и экологичные формы соответствующей деятельности в постмодернистком укладе жизни).