Найти тему

Роскошный музей фарфора в Ярославле. Композиция «Пластуны под Севастополем»

Оглавление

Завод Попова

В предыдущей статье мы рассказывали о фарфоровом промышленнике Франце Гарднере. В начале 19 века серьезную конкуренцию его компании составил коммерческих дел советник Алексей Гаврилович Попов. В 1811 г. он выкупил небольшую фарфоровую мануфактуру в местечке Горбуново Дмитровского уезда Московской губернии (ныне в черте подмосковного г. Хотьково, неподалёку от музея «Абрамцево»). И вскоре вывел её в лидеры российского рынка.

«Коломбина и Панталоне» (повтор модели Мейсенской мануфактуры), 1850-е гг. завод Попова
«Коломбина и Панталоне» (повтор модели Мейсенской мануфактуры), 1850-е гг. завод Попова

Уже в 1815 году в заведении трудилось около 250-ти человек, включая квалифицированных формовщиков и живописцев. С самого начала Попов стремился обеспечить высокое качество продукции: при заводе действовала лаборатория. Заводскими скульпторами был разработан ряд оригинальных моделей, воплотивших лучшие черты фарфоровой пластики. Фигурки Попова отличались изысканным аристократизмом, трогали своим тёплым обаянием. Зачастую они становились образцами для подражания, а иногда вовсе беззастенчиво копировались.

В музее В.Ю. Орлова можно ознакомиться с лучшими образцами изделий завода:

«Девушка с птичкой», 1860-е гг., завод Попова

«Юноша со шпагой», 1850-1860 гг., завод Попова

-2

«Аллегория Азии», 1830-1840 гг., завод Попова

-3

«Франт» («Щеголь»), 1820-е гг., завод Попова

-4

Шкатулка «Спящий ребенок», 1-я половина – середина 19 в., завод Попова

-5

«Девушка, разбившая яйца», середина 19 в., завод Попова

-6

«Спящий мальчик и подкравшийся озорник», 1840-1850 гг., завод Попова

-7

«Мать журит ребенка» («Маша плохо кушает кашу»), 1840-е – 1860-е гг., середина 19 в., завод Попова

-8

«Корсар», 1-я половина 19 в., завод Попова

-9

«Бенвенуто Челлини», сер. 19 в., завод Попова

-10

«Маймистиха» (финка). По образцу Императорского фарфорового завода 1780-1790 гг. Первая треть 19 в.

-11

Садовница и волынщик, 1830-1850 гг., завод Попова

-12

Тарелка мелкая с рельефным декором, 1860-1870 гг., завод Попова

-13

«Пастушок с собакой», середина 19 в., завод Попова

-14

Заводы Кузнецовых

Ярким примером стремительного восхождения к высотам бизнеса может служить история «фарфоровых королей» Кузнецовых. В 1810 году в районе Гжели крестьянином-старообрядцем Яковом Васильевичем Кузнецовым с сыновьями Анисимом и Терентием был основан кустарный фарфоровый заводик.

К началу 20 в. за их наследниками числились уже 18 крупных предприятий, нередко именуемых «фарфоровой империей Кузнецовых». Располагались они в различных местах тогдашней России: Дулеве, Славянске, Риге, Конаково, Песочном близ Рыбинска и Будах близ Харькова … В 1892 году преемником семейного дела Матвеем Сидоровичем Кузнецовым была куплена фабрика Гарднера в Вербилках.

Спичечница «Чичиков». 1890 – 1900 гг. Тверская фабрика М.С. Кузнецова Кружка для кваса «Голова ассирийца». Рубеж 19-20 вв. Тверская фабрика М.С. Кузнецова
Спичечница «Чичиков». 1890 – 1900 гг. Тверская фабрика М.С. Кузнецова Кружка для кваса «Голова ассирийца». Рубеж 19-20 вв. Тверская фабрика М.С. Кузнецова

Оборот «Товарищества производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М. С. Кузнецова» на рубеже 19-20 вв. составлял до 2/3 всего рынка посудных изделий. До сих пор во многих семьях хранятся чашки, блюда, тарелки и заварочные чайники с этой торговой маркой.

Матвей Сидорович Кузнецов (сидит в центре второго ряда) с рабочими и служащими фарфоровой фабрики в Песочном близ Рыбинска. Очень выразительны окружающие его господа в котелках и с лихо закрученными усами. Фото из собрания Рыбинского музея
Матвей Сидорович Кузнецов (сидит в центре второго ряда) с рабочими и служащими фарфоровой фабрики в Песочном близ Рыбинска. Очень выразительны окружающие его господа в котелках и с лихо закрученными усами. Фото из собрания Рыбинского музея

Статуэтки, выпускавшиеся на предприятиях Кузнецова, специалисты называют «Энциклопедией русской жизни». В их сюжетах отразились основы тогдашнего народного бытия.

Превосходная коллекция фаянсовых фигурок Тверской фабрики М.С. Кузнецова представлена в музее им. В.Ю. Орлова. Знатоки считают её одной из лучших в России.

Часто прообразами фаянсовых миниатюр Кузнецова становились популярные в народе литографии и картины.

К примеру, искрометного юмора полна уличная сценка, изображающая русских мастеровых за обедом:

«Плотники обедают». Последняя треть XIX века. Тверская фабрика М.С. Кузнецова

-17

На оригинальной литографии к ним с недоумением обращается некий иностранный господин. Ниже помещен следующий текст:

- Schwere Noth! Ви это всё скушайтъ?

- Ну да, а что? – Шифот больна будетъ!

- Русскому животу на здоровье, немцу смерть

Schwere Noth – устаревшее немецкое выражение, что-то вроде «чёрт побери»!

Жуковский Рудольф Казимирович (1814-1886). Литография из издания «Scènes populaires russes» (Русские народные сцены) 1843 г. Из открытых источников
Жуковский Рудольф Казимирович (1814-1886). Литография из издания «Scènes populaires russes» (Русские народные сцены) 1843 г. Из открытых источников

И действительно, после сытного обеда работа у них ладится на славу:

«Артельщики» («Плотники»). Спичечница, последняя четверть XIX века (до 1889 г.). Тверская фабрика М.С. Кузнецова

-19

«Дворник с метлой». 1870 – 1880 гг. Тверская фабрика М.С. Кузнецова

-20

Спичечница «Офицер и денщик». Последняя треть XIX века. Тверская фабрика М.С. Кузнецова

-21

«Крестьянский парень». Последняя четверть XIX века (до 1889 г). Тверская фабрика М.С. Кузнецова. Однако трезв, вид имеет самый решительный. Одет в нарядную косоворотку и обут в добротные кожаные сапоги

-22

«Дед и внук» («Готовь сани летом»). Последняя треть XIX века. Тверская фабрика М.С. Кузнецова

-23

Подставка под карандаши «Поцелуй». Конец 19 – начало 20 вв. Тверская фабрика М.С. Кузнецова

-24

Спичечница «Мальчики-грибники». Рубеж 19-20 вв. Тверская фабрика М.С. Кузнецова.

-25

Драматический эпизод Крымской войны 1853-1856 гг. отражает фигурная композиция «В дозоре». Группа разведчиков-пластунов вплотную приблизились к неприятельским позициям. Судя по всему, отважных казаков отделяют от врага считанные метры.

Их слаженная боевая работа грозит обернуться для иноземных захватчиков серьёзным уроном. Так, 28 октября 1854 г. своевременно разведанная казаками «атака легкой кавалерии» завершилась полным разгромом наступающего противника. Элитная бригада английских аристократов внезапно оказалась в огневом мешке, устроенном 3-й Донской казачьей батареей. Войска лорда Джеймса Кардигана в тот день понесли огромные потери.

Анненский Н.В. (скульптор и модельщик второй половина 19 в.) «В дозоре». Рубеж 19-20 вв. Тверская фабрика М.С. Кузнецова
Анненский Н.В. (скульптор и модельщик второй половина 19 в.) «В дозоре». Рубеж 19-20 вв. Тверская фабрика М.С. Кузнецова

В основу композиции положена картина Василия Перова «Пластуны под Севастополем»:

В.Г. Перов. «Пластуны под Севастополем». 1874. http://www.згромаart-catalog.ru/data_picture_2020/picture/145/21562.jpg
В.Г. Перов. «Пластуны под Севастополем». 1874. http://www.згромаart-catalog.ru/data_picture_2020/picture/145/21562.jpg

«Ариадна, сидящая на льве». Рубеж 19-20 вв. Тверская фабрика М.С. Кузнецова

-28

Кашпо с фантастическими рыбами. 1890-1910 гг. Тверская фабрика М.С. Кузнецова

-29

P.S. Данный материал является продолжением статей:

- Роскошный музей фарфора в Ярославле. Уникальная серия «Народы России»

- Собрание В.Ю. Орлова. Роскошный музей фарфора в Ярославле

«Охотник с собакой». Вторая половина 19 в. Тверская фабрика М.С. Кузнецова
«Охотник с собакой». Вторая половина 19 в. Тверская фабрика М.С. Кузнецова