- Боже, как красиво! - восторженно сказала Оля, глядя в окно автомобиля, на котором семья добиралась до отеля.
- Впервые у нас? - поинтересовался таксист.
- Да, - ответила пассажирка. - Наконец, добрались до моря!
Водитель, видимо уже привыкший к подобным разговорам, улыбнулся и отвернулся к окну.
Отдых удался на славу. Погода, словно по заказу, все дни была прекрасная. Солнце припекало, но свежий воздух, приносимый лёгким ветерком с моря, немного остужал и успокаивал. Сидя на берегу, Оля и Денис восхищались бескрайними морскими просторами, плеском волн и особенной, ни с чем не сравнимой, окружавшей их красотой. Нежась под согревающими не только тело, но и душу лучами солнца, супруги наслаждались шумом прибоя и криком неутомимых чаек, которые парили над водой в поисках рыбы. Милана, в отличие от родителей, часами бултыхалась в море, которое прогрелось до такой температуры, что, казалось, вот-вот от него начнёт подниматься пар. Солнечные ванны, вечерние прогулки по набережной, экскурсии по местным достопримечательностям, посещение аквапарка и парка развлечений - это далеко не весь перечень удовольствий, которые получили Оля, Денис и Милана за несколько дней отдыха. Но всё когда-нибудь заканчивается. И эта поездка не стала исключением.
- Как не хочется отсюда уезжать, - заметила Оля с грустью, собирая чемоданы.
- Я тоже здесь осталась бы навсегда! - вторила ей дочь.
- Обещаю, в следующем году мы обязательно сюда приедем, - ответил Денис и застегнул набитый доверху чемодан.
Отдохнувшие и довольные они ещё ехали в поезде, когда на Олин телефон позвонила Таисия Петровна.
- Что-то вы заотдыхались! - первое, что сказала она дочери. - Скоро домой вернётесь?
- Завтра утром, - ответила Оля.
- Я тогда вечером к вам заеду, - сообщила мать, не дожидаясь приглашения.
- Что-то случилось? - поинтересовалась Оля.
- Что же, я не могу приехать к своей дочери в гости просто так?
Ольга не стала вступать в полемику. Зная мать, ей проще было согласиться. Хотя она заметила, что в последнее время её визиты к ним участились.
Таисия Петровна не заставила себя долго ждать. Переступив порог, она тут же сообщила дочери:
- Пока вы там грелись на солнышке, я тут чуть не умерла! Даже представить себе не могла, как тяжело организовать свадьбу. Хорошо, что ты избавила меня от такой волокиты, не захотела устраивать банкет!
Оля промолчала на эту реплику. Возникшие воспоминания резко кольнули ей в грудь. Не придумав ничего более подходящего, она равнодушно сказала:
- Сочувствую.
- Сочувствует она, - ворчала Таисия Петровна, разуваясь и проходя на кухню. - Ты бы видела новых родственников! Приехали расфуфыренные! Деньгами сорят! Дочку свою нахваливают! Какая она умница, красавица! Слушая их, я даже комплексовать начала! Хорошо хоть с подарком не оплошали! Пришлось кредит взять, чтобы не ударить в грязь лицом перед новыми родственниками. Вот! - женщина достала из сумки документы и протянула дочери. - Посмотри какая кругленькая сумма получилась! Теперь впроголодь жить будем!
Оля не стала брать бумаги из рук матери. Она молча наполнила чайник водой и поставила его на плиту. Вытащив из холодильника несколько ниток чурчхелы, Оля протянула их матери со словами:
- Это вам подарок с юга.
- Вот спасибо! - сказала она, убрала угощение в сумку и продолжила. - Я надеюсь, ты не позволишь умереть нам с голоду? Вместе мы быстрее выплатим этот кредит. Всё-таки это подарок и от вас тоже!
- Мы уже обсуждали эту тему, - напомнила Ольга, - и я чётко тебе сказала, что у нас нет возможности делать столь дорогие подарки. Поэтому повесить на меня свой кредит у тебя не получится. А Павлу и Варе мы приготовили, на мой взгляд, достойный и практичный подарок, - она достала из шкафа красиво оформленный лист и показала его матери. - Это сертификат из магазина бытовой техники. Уверена, он будет им полезен.
Слушая дочь, лицо Таисии Петровны постепенно вытягивалось. Поставив Олю перед фактом, женщина была уверена, что она не сможет ей отказать. Но глядя на сертификат, Таисия Петровна понимала, что просчиталась. Она убрала документы в сумку и, тяжело вздохнув, посетовала:
- Вот сынок! Загнал родителей в кабалу на долгие годы! Как теперь жить? Ума не приложу! Кстати, - вдруг вспомнила она, - ты ведь ещё не знаешь! Варя беременна! Так что не отдавай никому Милочкину кроватку и коляску! Они ведь ещё остались у вас?
- Да, - ответила Оля без особого энтузиазма.
Несмотря на то, что Милане уже было десять лет, кроватка, коляска и её детские вещи всё ещё бережно хранились в кладовке. Первое время Оля не исключала рождения второго ребёнка, но этого так и не случилось. А потом не было времени избавиться от ненужных вещей, всё откладывала на потом. И вот теперь Таисия Петровна нашла им применение.
- Ну, ладно, - сказала гостья, вставая из-за стола. - Пойду домой. Не буду больше тебя отвлекать.
После ухода матери Оля снова почувствовала неприятный осадок на душе. Прошлые обиды, детская ревность, недолюбленность, недосказанность, - всё это с новой силой возникло в её сердце. Каждый раз визит Таисии Петровны сопровождался какими-то просьбами и требованиями. При этом ни слова не прозвучало о внучке, об их отдыхе, о том, что нового происходит в их жизни. По всей видимости, Таисию Петровну всё это не интересовало. Для неё важны были только её проблемы и жизнь Павлика.
- Ну что? Поговорила с матерью? - поинтересовался Денис после ухода тёщи. - Отдала ей гостинцы?
- Отдала, - ответила Оля, не скрывая своего разочарования. - Только, по-моему, они ей не особо были нужны. Не чурчхелу она хотела от нас получить, а материальную помощь. И ладно бы она нуждалась в деньгах! Так ведь - нет! Она взяла кредит на квартиру Павлику, а я, по её мнению, должна его выплачивать! И после этого ты будешь утверждать, что между нами ещё возможны тёплые родственные отношения?
Денис, чувствуя боль жены, лишь пожал плечами. Ему было трудно понять, как может самый родной человек приносить столько страдания?