Недавнее предложение президента России по созданию газового хаба в Турции вызвало живейший интерес в Анкаре и стало причиной уныния в Брюсселе. Русско-турецкий хаб делает бесполезными все потолки цен и прочие инициативы Евросоюза по сдерживанию России.
Неизвестно, специально Владимир Путин высказал это предложение именно в это время, или это был очередной политический экспромт, но оно произвело эффект разорвавшейся бомбы.
Анкара и президент Турции не скрывали своего удовлетворения и Эрдоган практически сразу дал согласие на создание хаба в западной европейской части своей страны.
А чуть позже стало известно, что в Турции давно шло проектирование газового узла. Он фактически уже готов, остались сущие мелочи.
А Брюссель, то бишь Еврокомиссия и незабвенная ее председательша Урсула фон дер Ляйен, в это самое время разрабатывали планы по введению потолка цен на газ. Так как других идей и решений энергетической проблемы у европейского правительства нет, то за потолок уцепились мертвой хваткой.
Правда, была одна сложность – потолок придется вводить для всех поставщиков газа, в том числе для США и Норвегии. Но этот вопрос хитрая Ляйен обещала решить, правда, не говорила каким образом.
- И в разгар агитационной кампании «за потолок» приходят новости о создании хаба в Турции. Для Ляйен и ее сторонников – это шах и мат! Потолок теперь не имеет никакого значения, если в Европе появляется крупный продавец газа, против которого нидерландский хаб TTF будет выглядеть как боксер-перворазрядник против Кости Цзю.
Цены и объемы, которыми будут оперировать на русско-турецком хабе будут совершенно иными, более выгодными.
Что же придумала Ляйен с Еврокомиссией вместо ценового потолка? Они решили определить «ценовые коридоры» для газа, а также предложили определить правила газовой солидарности – страны с большими запасами газа должны будут помогать тем у кого с газом «напряженка». За разумную плату, конечно!
Оба эти предложения имеют больше минусов, чем плюсов даже без учета хаба в Турции. Границы коридора не определены и неизвестно, когда это будет сделано.
С газовой солидарностью ситуация еще хуже: далеко не все согласятся помогать соседям. Газа этой зимой у всех будет впритык, даже у самых богатых, и вряд ли они будут так легко отдавать топливо.
Но самое страшное для Ляйен и всей Еврокомиссии даже не это, а то, что теперь о газе придется договариваться с президентом Турции Эрдоганом, с которым в принципе договорится крайне сложно.
А если вспомнить, что европейцы уже 30 лет мурыжат Турцию и не принимают ее в Евросоюз, то можно понять насколько сложными будут эти переговоры.
О газовом хабе Эрдоган сказал следующее:
- «Европа сейчас занята вопросом, как обеспечить себя теплом предстоящей зимой. У нас такой проблемы нет. Мы с Владимиром Путиным договорились создать газовый центр, по которому газ будет поступать в Европу. Таким образом, Европа будет заказывать газ в Турции».
В этом заявлении важными являются две вещи. Об одной уже было сказано – европейцам придется договариваться с Турцией.
Второе – хаб создан двумя государствами и цены на газ на нем будут определять именно они, а ни кто-то другой.
Иными словами, у европейцев забирают еще одну привилегию – монопольно определять цены на газ.
Высказывайтесь в комментариях! Буду рад их услышать. Готов обсуждать и спорить.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь с друзьями и комментируйте прочитанное – ваше мнение очень ценно.