Сегодня я получила первый "негативный" отзыв за несколько лет работы.
Почему "негативный" в кавычках? Потому что таковым он показался мне на первый взгляд, потому что мой фокус внимания был направлен на то, что объективно было неправдой. Но затем я вспомнила, что правда у каждого своя, и за восприятие другим человеком того, что происходит на моих сессиях, я ответственности не несу.
Да, отзыв, поначалу, привел меня в недоумение, потому что до этого шла продуктивная работа с сердечными благодарностями от клиента после каждой сессии. И даже после крайней.
Но при более близком рассмотрении этот отзыв меня порадовал и только подтвердил, что я иду в верном направлении.
А мое верное направление - это непрерывное развитие, качество моей работы, максимально терапевтичное пространство и результат для моих клиентов.
Расскажу по порядку и, разумеется, без нарушений этики :)
Какое-то время назад ко мне обратился клиент. Целью его обращения была работа в Эмоционально-Образной Терапии. Запросов было штук 100 и все они так или иначе касались полного отсутствия эмоциональной сепарации от мамы. Работали мы 4 максимально результативные сессии. Но дальше работа не продолжилась, так как клиент не захотел работать с негативным переносом, по моему предложению. Ведь только тогда, когда начинается процесс перенесения, процесс психотерапевтической консультации вступает в свою действенную и драматическую фазу.
Из этой работы я вынесла несколько очень важных для себя уроков.
Урок #1: Всегда доверяй своему подсознанию.
Во время первой консультации он жаловался на предыдущих терапевтов. Суть была примерно такая: "Они, конечно, помогали...но были такими плохими". И мое подсознание мне сказало: если не хочешь быть следующей - не бери его в работу. Но я на редкость ослушалась своё подсознание. Больше постараюсь так не делать.
Урок #2: Ужесточить условия терапевтического контракта (Писать в чат только по делу).
В промежутках между сессиями я разрешаю своим клиентам делиться со мной (без гарантии моего ответа) какими-то важными, яркими мыслями или инсайтами, если они не могут дождаться следующей встречи. И я не буду лишать своих клиентов этой возможности, потому что вижу, насколько она для них ценна. Но я буду более жёстко обозначать условия: 1 сообщение в день в промежутке с 10:00 до 22:00, и при нарушении лишать возможности мне писать, дабы избежать ситуации, когда чат со мной круглые сутки используют как сливной бачок.
Предвосхищая вопрос: конечно, я сразу попросила так не делать.
Урок #3: 10 раз подумать, прежде чем брать в работу "психологов без образования".
Потому что нет ничего страшнее, чем психолог без образования. Ни когда он пытается помочь другим, ни когда он пытается помочь себе. Как минимум, потому что психолог с образованием умеет выключать своего "психолога" в клиентском кресле, а психолог без образования всегда лучше знает, что с ним нужно делать и как его нужно терапевтировать.
Но есть один нюанс:
Психологическое консультирование и психотерапия - это не сфера услуг. Тут не будет происходить всё только так, как вы того хотите. Скорее всего, в процессе, наоборот, будет происходить то, что ваш мозг до сего момента всячески пытался обходить стороной, выстраивая кучу психологических защит. Но именно в этом и есть ваша точка проработки травм и роста.
Разумеется, весь отзыв этого клиента является отражением его негативного переноса, с которым он отказался работать. А это отчасти и моя зона ответственности. И хоть до этого проблем у меня с этим не возникало, я, всё-таки, подниму эту тему на своей ближайшей супервизии. Даже если мы просто с этим клиентом не подошли друг другу,
Урок #4: Используй любой опыт, чтобы развиваться.
Благодаря своему опыту и знаниям, я создаю на своих сессиях максимально благоприятные условия для того, чтобы вы могли вырасти из своих травм и пойти в дальнейшее развитие. Всё, что вам нужно - быть мотивированными решать свои вопросы и доверять специалисту, которого вы выбрали. И обязательно обсуждать то, что происходит с вами. Тем более, если вас что-то триггерит или беспокоит. И, особенно, если терапевт вас начинает раздражать (возможно, вы подошли к чему-то очень важному).
Этот клиент, которому определенно становилось от сессии к сессии лучше (что он сам и подтверждает), столкнувшись, наконец, лицом к лицу с сутью проблемы, выбрал не обсудить это со своим терапевтом, а написать терапевту негативный (в его понимании) и через чур гипербализированый отзыв. Что ж, это выбор и ответственность этого конкретного клиента: сердечно благодарить на сессии за глубокую работу и прорыв - а потом идти писать отзыв.
А я искренне благодарна ему за этот отзыв, потому что в нем каждое написанное слово говорит, что работу я свою выполняю более, чем хорошо. Просто я не всем подхожу, как специалист. И это замечательно. Но условия терапевтического контракта я, пожалуй, всё же ужесточу :)
P.s. До этого я не уделяла внимания отзывам. Но:
Урок#5: Просить клиентов по завершении работы писать отзыв на В17 :)
P.p.s. Возможно, мой опыт поможет в будущем специалистам и клиентам.
Автор: Наталья Косарева
Психолог, Гипнотерапевт ЭОТ-терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru