Найти тему
Яхта Liberty

Судовой журнал сентябрь-октябрь 2022 г.

18 сентября 2022 г.

Вылетев из Сочи с трехчасовым опозданием, сели в Анталии с полуторачасовым, попутный ветер, должно быть...

Но сначала, 16-го, была свадьба - старший сын решил добровольно расстаться с холостой жизнью. Что ж, в женитьбе есть много плюсов, главное к ним привыкнуть. Да и возраст уже вполне годный, не студент. Это студентам жениться нельзя; будет заниматься женой - появятся хвосты, хвостами - появятся рога, а займётся и тем, и другим, откинет копыта.

А до свадьбы был четырёхдневный перегон подарка из родного Ноябрьска в Краснодар. Подарок - новехонькая QX - 50 - суть плод безграничной материнской любви, как сказал классик, правда, по иному предмету, бессмысленной и беспощадной. Бессмысленной, в данном случае, ибо "Финик" не удочка, рыбу не поймаешь, беспощадной, ибо беспощадно убивает ценность всякого иного подарка вообще и будущих в частности. Про "портит" не буду, заезжено.

Потом было знакомство с будущими родственниками. Под бутылку, какое знакомство без бутылки, зашёл разговор о детях, ибо намечается. Рома, так зовут жениха, даже имя придумал дочке - Ц....лла. Они с будущей мамой договорились, будет дочь - имя придумывает отец, сын, соответственно, мать. УЗИ показало дочь. Я знал, что Ромка оригинал, сын всё-таки, но что до такой степени ... Оказалось, что результат его творческих потуг в части нэйминга ни для кого не секрет (не считая, понятно, меня), и не секрет, что нет никого, кто был бы в восторге от правнучки (внучки, племянницы и т.д.) Ц.....ллы. К слову, пишу имя на слух, т.е. наугад, не представляя, как оно пишется правильно (и проверять не хочется). Начался пьяный, выпили всё-таки, стёб на эту тему, но сразу стало понятно, что Ц.....лла - это всерьёз, Рома на шутки и подколы не вёлся, начал буксовать и в итоге почти обиделся. Тему закрыли, понадеявшись на ошибку УЗИ и договорённость определять имя сына матерью. Она, как я успел, убедиться менее эксцентрична. Да здравствует Тихон!

Непредвиденного не случилось, никто не передумал, свадьба состоялась. Приглашённый тамада оказался на высоте, гости, как ни странно, тоже - ни одной разбитой морды, ни одной сломанной челюсти, даже я, вот что значит чувство момента, не напился.

17-ое было посвящено отдыху; и в тот же вечер я, загрузившись в "Ласточку" - местная скоростная электричка комфорт класса - отправился в Адлер, чтобы, добравшись оттуда до сочинского аэропорта, отправиться в турецкую Анталию, где меня со вчерашнего дня ждут мои старые ангарские друзья - Тимофей и Иван.

Справа Тимофей, слева, соответственно, Иван
Справа Тимофей, слева, соответственно, Иван

Трансфер был заказан заблаговременно, друзья уже были в аэропорту, поэтому, не теряя времени (и так самолёт опоздал), загрузившись в микроавтобус, отправились в Фетхие.

В трансферном мерсе
В трансферном мерсе
В трансферном мерсе
В трансферном мерсе
В трансферном мерсе
В трансферном мерсе

Нет нужды говорить, что у нас с собой было, и было немало, поэтому к месту назначения мы добрались в состоянии далёком от идеала, но, как, вероятно, заметили читатели всех "Журналов" - это почти что традиция.

Добрались
Добрались

А потом был Егор с "Лапочки" (бывший владелец "Центуриона"), начали в Pasa Kebap, закончили в кокпите Liberty, у него на лодке продолжение прошлогоднего шабаша - съезда (или, раз шабаш, слёта) клуба состоявшихся финансово, но незрелых психологически дам бальзаковского возраста (попадаются даже "чеховские героини" или, по крайней мере так выглядящие), готовых делиться своей финансовой состоятельностью за возможность ощутить себя человеком состоявшимся. Правда кто такой состоявшийся человек, не знает никто. Человек, как утверждают некоторые индивидуумы, который оправдал надежды родителей, учителей, наставников? По мне так наоборот. Один из признаков состоявшегося человека - это освобождение от потребности в одобрении незнакомых или значимых людей. Впрочем, куда это меня понесло ...

Егор завтра утром уходил в Екинджик - благоустроенный, т.е. оборудованный яхтенной стоянкой с рестораном и прочими прелестями жизни, залив где-то в стороне Мармариса и предложил нам, естественно, присоединиться к нему. Никто против не был, да и с чего бы? Для меня что-то новенькое, для ребят вообще всё равно, ибо новенькое всё. Правда, предложение выйти в море завтра, на другой день по прибытии, вариант маловыполнимый. Не то, чтобы переход требовал какой-то серьёзной, да и не серьёзной, подготовки, просто так уж сложилось, что первые 2-3-4 дня я не спешу куда-либо идти, тоже своего рода традиция. Присмотреться к лодке (всё ли в порядке), встретиться с Эртаном, прошвырнуться по округе, купить какую-нибудь не нужную хрень на лодку или себе любимому, сходить в хамам, побухать, в конце концов ... Егор это прекрасно понимал, поэтому не настаивал; договорились, что мы присоединимся к ним послезавтра.

19 сентября 2022 г.

В хамам не пошли, но по округе прошвырнулись, выяснилась неприятная деталь - часть банков прекратила принимать карту МИР, не иначе Пиндостан постарался. Что ж, у нас есть "китаец" - газпромовская карта Union Pay, авось на время нашего здесь пребывания хватит. Надо подумать над предложением Эртана оформить "икамет" - вид на жительство в Турции, который дает иностранцу массу возможностей, кроме, разве что, участия в голосовании. Можно открыть счет в местном банке, взять ипотеку, устроить ребенка в школу, купить сим-карту с человеческими тарифами для местных жителей и т.п. Не предоставляемое право голоса на выборах, как и предоставляемые возможности взять ипотеку или устроить ребёнка в школу мне не нать, а вот обзавестись счётом и, соответственно, работающей "визой" (я про карту), а также купить, наконец, постоянную местную симку с нормальным тарифом, а не месячную туристическую со спекулятивным - это дело. Обязательно займусь. Потом.

Уходя в город, оставили судовые документы и паспорта в Kaptan Denizcilik - агентстве, где я оформлял Транзит лог, дабы добавить туда Тимофея с Иваном, с тем чтобы забрать уже готовые на обратном пути.

А пока посидели в H2O, зашли в Waikiki, прошлись по фирменным магазинам, друзья прикупили что-то из шмоток, здесь не только ширпотреб типа Waikiki, но и вполне себе брендовые вещи стоят на порядок дешевле, чем у нас. Зашли в магазин часов (Тимофей в прошлом увлекался этим делом), сравнили цены, та же, что со шмотками, картина. Причём, учитывая дороговизну такой вещи как хорошие, с именем, часы в принципе, разница с цене "у них" и "у нас" исчислялась, порой, в хорошую, десятки тысяч рублей, сумму. Купить, правда, ничего не купили, так, подразнили продавцов.

Вернувшись в марину, забрали в агентстве готовые документы, заглянули в портовый Carrefour, набрали полную тележку припасов, преимущественно в стеклянной таре (кто бы сомневался), здесь пока МИР прокатывает, и вернулись на бот Liberty.

20 сентября 2022 г.

До залива EKINCIK (Екинджик), расположенного в 20 милях от Мармариса, рядом живописной дельтой реки Дальян и черепашьим пляжем о. Истузу, ходу часов 9-10, так что особой надобности уходить ни свет ни заря не было; топлива в танке едва на четверть, заправочная станция начинает работать с 9 утра, поэтому, проснувшись, как обычно, с первыми петухами или, с первым муэдзином, что для Турции будет правильнее, сходили в душ, залили воду, проводили Ивана на ежедневную (когда есть возможность) утреннюю пробежку и уселись с Тимофеем в кокпите за чашкой кофе дожидаться открытия заправки и возвращения нашего спортсмена. Ничего, как говорится не предвещало.

В половине девятого в марину под жовто-блакитным прапором вошла моторная яхта метров этак под 30 и проследовала в сторону заправочной станции. Твою мать - подумал я вслух, представив, сколько этой шаланде нужно топлива и сколько она будет стоять под заправкой. Тимофей тут же со знанием дела, он работает в крупной сети автозаправок, объяснил, сколько времени это может занять. Я расстроился.

Прибежал "с прогулки" Иван. Пока он ходил в душ, я сходил на заправку. Шаланда стоит, пистолет в горловине танка и ... тишина, никого то есть. Через полчаса, отправившись в магазин, снова прошли мимо заправки, никаких изменений, я расстроился еще больше, пришла мысль идти через Гёчек, туда топлива хватит. Это, правда, часа 3 сверху, но сколько простоят "беженцы" не понятно. Подождали еще полчаса, сходил, стоит. Вернувшись на лодку, озвучил своё предложение заправиться в Гёчеке. Никто не возражал. В 11:00 отдали швартовы и пока могли видеть выход из марины, украинская яхта так и не показалась, то ли топлива не было, то ли как говорится.

Прежде я в Гёчеке не бывал, знал лишь, что это небольшой и, говорят, красивый городок с развитой яхтенной инфраструктурой, несколькими крупными и не дешёвыми маринами. Где-то прочитал, что его называют турецким Сен-Тропе, но учитывая, что для меня и французский то Сен-Тропе - это максимум приключения жандарма, сыгранного великолепным Луи де Фюнесом, ибо бывать не доводилось, то турецкий значил для меня еще меньше, а вся его привлекательность на данный момент вообще заключалась только лишь в наличии там заправочной станции.

Гёчек встретил таким изобилием яхт всех типоразмеров в своей акватории, что я даже слегка растерялся. Найдя заправку сначала на карте, а затем установив с ней визуальный контакт, мы, приблизившись, обменявшись парой реплик и таким же количеством жестов с заправщиком, аккуратно, учитывая довольно неприятный, не смотря на прекрасную солнечную погоду, навальный ветер и какую-то показавшуюся несуразной треугольную форму заправочных "карманов" подошли к стенке, и передали швартовы на берег. Заправка прошла без происшествий, если не считать того, что с первого раза рассчитаться по карте не получилось, не хватило средств, пришлось пополнить "китайца" (имеется в виду "китайская" карта Union Pay от Газпромбанка) с МИРа, которую к этому времени многие турецкие банки, как я упоминал выше, уже перестали принимать, опасаясь, видимо, негативных для себя последствий со стороны главного мирового Держиморды.

Впереди девятичасовой переход (ок. 35 миль), а на часах два с четвертью. Однозначно придём затемно. Прежде я лишь единожды вставал на якорь после захода солнца, это было в апреле прошло года у п. Чиралы, и мне это нифига не понравилось. Правда, в этот раз стоянка обещает, по рассказам Егора, быть оборудованной, да и сам Егор поможет, если, конечно, позволит состояние здоровья после ресторана. В любом случае, нас ждут, значит надо идти.

С ветром как обычно, встречный. Времени в обрез, не до игры галсами, идём под мотором. Солнце зашло, едва мы миновали мыс Seytancık burun (Шейтанджик бурун) или дьявольский нос по-турецки, до места еще не меньше 10 миль или около двух часов хода. Погода испортилась, видимости ноль, ориентиров никаких, "идём по приборам". Позвонил Егор, объяснил ему наше местоположение, идти еще с полчаса, тот обещал подать сигнал фонариком, как только увидит ходовые огни нашей яхты. Голос абсолютно трезвый, уже хорошо.

На подходе к бухте Екинджик
На подходе к бухте Екинджик

Прошло полчаса, справа должен быть безымянный мыс, за которым и начинается залив EKINCIK - место нашего рандеву. На берегу разноцветье огней, не имеющих к навигации никакого отношения. Три пары глаз всматриваются в темноту, стараясь разглядеть фонарик Егора, тщетно. Вновь позвонил Егор, сказал, что видит нас, после чего и мы, вглядевшись в черноту южной ночи, уловили на траверзе правого борта, где-то в полумиле, проблески света то ли фонарика, то ли мобильного телефона. Переложил штурвал вправо, лодка повернула, и мы пошли прямо на уже чётко различимую с такого расстояния "путеводную звезду" от Егора. Чуточку посветлело от ярких фонарей на берегу, стали различимы белые корпуса стоящих у причала яхт, вскоре увидели и стоящего на причале Егора, указывающего фонариком место для швартовки, а еще минут через 10 мы пожимали друг другу руки, переход по маршруту Фетхие - Гёчек - Екинджик благополучно завершился. В ресторан по совету Егора не пошли. Во-первых, было уже довольно поздно, во-вторых, с его слов, мы ничего от этого не потеряем. Забегая вперёд, скажу, что в ресторан мы не попали и на следующий день, но это уже совсем другая история. А пока накрыли в кокпите импровизированный стол, выпивки было вдоволь, посидели душевно, но без фанатизма, т.к. приняли предложение Егора отправиться завтра на экскурсию на развалины какого-то древнего города за компанию с его пассажирами, точнее, большей частью, пассажирками*.

* - пассажирки Егора - тема отдельная. Я о них, кажется, упоминал в судовом журнале за август-сентябрь 2021 г. Это своего рода КВН, только у А. В. Маслякова это клуб весёлых и находчивых, где много молодых и весёлых и один находчивый Масляков, здесь же одна находчивая дама создала тоже своего рода клуб психологической поддержки его членов и одновременно их же финансовой разгрузки за оказанную психологическую поддержку. Члены клуба - преимущественно женщины средних лет, достаточно состоятельные, чтобы обеспечить содержание своему находчивому "президенту" и при этом не состоявшиеся, раз им такая поддержка требуется. А яхта Егора служит местом встреч клуба, своего рода декорацией, помогая создавать должный психологический настрой. Собственно, дело не моё, да и нет в этом ничего плохого. Есть спрос, будет предложение. Услуга оказана, деньги уплачены. Всё честно. Всем участникам процесса хорошо, а это главное. А то, что хорошо, несомненно, т.к. большая часть присутствующих знакома мне по прошлому году. Снимаю шляпу перед президентом.

21 сентября 2022 г.

Егор, подбивший нас на экскурсию, с нами не пошёл, сославшись на то, что устал и хочет побыть один и в тишине. Что ж, понять можно, учитывая половозрастной состав его пассажиров.

Екинджик утро
Екинджик утро
Екинджик утро
Екинджик утро
Екинджик панорама
Екинджик панорама

Часов в 10 загрузились на довольно вместительную лайбу - большую моторную плоскодонную лодку, на которых здесь катают туристов и направились на юго-восток, к месту впадения р. Дальян в море, затем поднялись на несколько километров вверх по её течению к руинам древнего Кайноса, побродили по некогда оживлённым улицам теперь мёртвого города, постояли на арене полуразрушенного амфитеатра, заглянули в храм Зевса, самые отважные, мы с Тимой не из их числа, во главе с Иваном поднялись на вершину соседней с развалинами горы.

Мы где-то здесь
Мы где-то здесь
Вверх по р. Дальян
Вверх по р. Дальян
Развалины амфитеатра
Развалины амфитеатра
Входная группа
Входная группа
Амфитеатр. Вид с галёрки
Амфитеатр. Вид с галёрки
-15
Вид сверху
Вид сверху

Было очень жарко, поэтому, признаться, бесцельное блуждание по останкам давно канувшей в Лету цивилизации скоро наскучило, и мы с Тимофеем, не сговариваясь, побрели назад, к ожидавшей нас лодке. Кто-то из наших сегодняшних спутников уже был на борту, кто-то пришёл одновременно с нами; через некоторое время вернулись с вершины наши "восхожденцы"; убедившись, что никто не забыт, наш капитан запустил мотор и уверенно повёл лодку извилистым руслом реки мимо древних ликийских гробниц, вырубленных в прибрежных скалах, дальше, вглубь материка, к живописно раскинувшемуся на извилистых берегах, одноимённому с рекой, известнейшему в этих местах городу-курорту, который иногда именуют "турецкой Венецией".

Древние ликийские гробницы
Древние ликийские гробницы
Город мёртвых
Город мёртвых

На мой взгляд, а мне в Венеции бывать доводилось, сравнение так себе, на троечку, но городок с населением ок. 5 тыс. человек, действительно живописный и стоит того, чтобы его посетить.

Иногда любовь к государственным символам приобретает особый размах
Иногда любовь к государственным символам приобретает особый размах
Не Венеция, но тоже красиво
Не Венеция, но тоже красиво
-21
-22
Подходим к ресторанчику коих здесь множество
Подходим к ресторанчику коих здесь множество

Народ заговорил о еде, пришвартовались у одного из множества прибрежных ресторанов, где подают, в качестве фирменного, блюдо из местного синего краба (на мой взгляд, обычный краб, разводилово на туристов) и, в нашем случае, салат из форели "с душком". Обратил внимание на специфический запах Тимофей, официант, пытался было убедить того, что это запах копчения, а не разложения, но безуспешно, в итоге в бутылку лезть не стал и молча поменял блюдо на такое же, но без спорного ингридиента. Ресторан, даже не беря во внимание злосчастный салат, оказался так себе, на "удовлетворительно", чисто туристический, т.е. для разового посещения, причём уже с начала трапезы это понимают и посетители, и персонал.

-24

Поели, послушали поучительный рассказ одной из наших спутниц по имени Надежда о получении ею карты VISA армянского банка, загрузились на лодку и направились в обратный путь. Задержались, не причаливая и не вставая на якорь, на непродолжительное время у черепахового пляжа в надежде увидеть этих представительниц отряда пресмыкающихся; рептилии не горели желанием знакомиться, увидали лишь несколько голов, высунувшихся подышать, тем и ограничились.

Выйдя из устья реки в море, обратили внимание, что погода изменилась. День продолжал быть тёплым и солнечным, но от утреннего спокойствия не осталось и следа, ветер развёл приличную волну, совершенно не опасную для килевой яхты, но чувствительную для той плоскодонки, на которой мы находились. Лодка стала зарываться носом, пассажиры, по просьбе капитана, переместились ближе к корме, чтобы снизить риск перехлёста волны через довольно низкий борт. Кэп вёл лодку уверенно, риска для пассажиров не было, но качка давала о себе знать, кто-то почувствовал себя нехорошо, кто-то попросту испугался; у нас с собой было несколько бутылок красного вина, и, поскольку алкоголь, как известно придаёт человеку уверенности и храбрости, мы с ребятами решили, что сейчас самое для этого время, откупорили их и предложили нашим спутницам, большинство из которых приняли наше предложение благосклонно. Самой заводной оказалась упомянутая выше Надежда, оказавшая в этом деле неоценимую помощь - крепко, не смотря на сильную качку, держа равновесие и стаканчики, не дав, таким образом, пролиться ни капли мимо. Народ расслабился, послышались шутки, завязался разговор и остаток пути мы проделали в совершенно иной, комфортной и непринуждённой обстановке, подружившись настолько, что получили приглашение отужинать на борту "Лапочки" - комфортабельной 15-метровой моторной яхте Егора, как нельзя более подходящей для, в т.ч., и этих целей.

Лапочка
Лапочка

А вечером мы отправились на званый ужин. Девчонки постарались - стол был великолепен, спиртное текло рекой. Мероприятие затянулось далеко заполночь со всеми необходимыми вакхическими, без пошлости, атрибутами празднества в честь бога Вакха вплоть до коллективного купания в ночных водах залива и закончилось, когда соседи давно спали, а для кого-то совсем по-выпускному встречей рассвета.

22 сентября 2022 г.

А утром они ушли. В Фетхие. Их слёт или, если хотите, шабаш подошёл к концу. Хорошая подобралась компания, весёлая. Увидимся, нет ли ... Kim bilir - кто знает, по-турецки.

Мы вышли позднее, сказывался вчерашний вечер, не 20 лет всё-таки. У нас с Егором есть тема, договорились встретиться через день другой, как он освободится от своих гостей. Особой спешки не было, поэтому курс взяли не на Фетхие, а в Караджоурен - бухту в 13 милях от Фетхие и одной миле на юго-запад от острова Гемилер с одноимённым ресторанчиком на берегу, куда, собственно, мы и стремились.

На моих друзей ресторан особого впечатления не произвёл. В чём-то согласен. За меню говорить не стану, имеет право на существование, но с точки зрения стоянки.... Если бухты Екинджик или Капи Крик, да что говорить, тот же Кекова, о чём я уже писал и напишу еще, обладают инфраструктурой полноценной марины: муринги (кроме Кекова, но там швартовка лагом), вода, электричество, душ и туалет, возможность походить по твёрдоё земле (для многих, кто в море выходит эпизодически, это имеет значение), то здесь из "удобств": стоянка на бочке и туалет на берегу, до которого прежде нужно добраться. Хотя, без сомнения, бухта неплохо защищена со всех сторон и стоянка на бочке всяко спокойнее, чем на якоре. Пользователи Tripadvisor, большей частью оценивают заведение на хорошо и отлично (https://www.tripadvisor.ru/Restaurant_Review-g312737-d6637106-Reviews-Karacaoren_Restaurant_Bar-Oludeniz_Mugla_Province_Turkish_Aegean_Coast.html), присоединюсь. Что касается недовольных ценой, то что тут ответишь, жалко денег, стой на якоре, тем более, что дальше, вглубь бухты, есть немало удобных якорных стоянок.

23 сентября 2022 г.

Утром, не поднимая шума, чтобы не тревожить спящих соседей, снялись с бочки и пошли в Фетхие, куда и пришли через 3 часа. встав на своё место. Подчёркиваю "на своё", потому что в яхтенный сезон, а он еще не закончился, вероятность вернувшись увидеть на своём месте левую лодку, весьма высока. Без места, конечно, не останешься, но к чему эти ненужные осложнения. В Фетхие простояли три дня, проводя время в праздности и безделии, скрашивая его нечастыми вылазками в город в редкие часы более или менее адекватного состояния в перерывах между поводами выпить.

С Эртаном
С Эртаном
Siktir ... Урок турецкого
Siktir ... Урок турецкого

В конце концов, порешав нужные вопросы и проводив Егора, он улетел, но обещал вернуться (Карлсон, мля), мы, пополнив наши запасы продовольствия и спиртного, 26 сентября вышли в море и взяли курс на юго-восток, намереваясь дойти, по крайней мере, до родины апельсин - Финике.

26 -27 сентября 2022 г. Олюдениз

Учитывая, что спешить нам было некуда, решили зайти в Олюдениз. Конечно не в саму бухту, куда я умудрился по незнанию запереться в апреле 2021 г. Погода была прекрасная, ветер на уровне арифметической погрешности, прогноз более чем благоприятный, встали на якорь в полукабельтове от берега, напротив пляжа, где к тому времени в ряд выстроилось с десяток больших прогулочных лодок, то ли привезших откуда то, то ли собирающихся везти куда-то туристов.

А в небе полным полно парапланеристов. Впервые я увидел их, оказавшись здесь в ковидную весну 2021 г., потом была осень того же года, апрель 2022, июль ... Разноцветье куполов радовало глаз всегда. Я не большой любитель неба, но мысль прокатиться, тем более, что объявления об этом удовольствии в Олюденизе на каждом шагу, посещает всё чаще. Правда, забегая вперёд, уже после, кажется, нашего отъезда в газетах появилась заметка о том, что с одним из "парашютистов" произошло несчастье, он разбился, это чуточку притупило остроту желания полетать. А дальше... Дальше видно будет. А пока просто полюбуюсь.

Я лечу как птица .... Не, не в смысле Я. Песня есть такая
Я лечу как птица .... Не, не в смысле Я. Песня есть такая

Я остался на лодке, Иван с Тимофеем на тузике отправились на берег разжиться съестным. Собирались пойти в уже знакомый Караджоурен, но, по их возвращении, подумали-подумали, и ... раскочегарили гриль, приготовили мясо, открыли очередную бутылочку ... Вечер прошёл превосходно, ночь спокойно. Я ночевал в кокпите, но никаких чрезвычайных и даже просто ситуаций за ночь не случилось.

Ночь. Олюдениз. Пляж
Ночь. Олюдениз. Пляж

Утром, взвесив самочувствие и настроение, решили задержаться здесь еще на день.

Ну куда мы пойдём? Остаёмся
Ну куда мы пойдём? Остаёмся

Переместившись вглубь залива, встали на якорь близ небольшого дикого пляжа, который на гугловской карте называется Darboğazı или, по нашему, "узкое место", где уже расположились, кажется, русскоязычные байдарочники, раскрасив берег разноцветными пятнами своих палаток.

-31
-32
-33
-34
-35

Узкое место - название в точку. Именно здесь ширина перешейка не превышает 337 футов или, в более привычной нам метрической системе, чуть больше 100 метров.

-36

День был посвящён восстановлению здоровья. Купались, отдыхали, пили без фанатизма.

На следующее утро, почувствовав, выражаясь словами Владимира Семёновича, "бодрость духа, грацию и пластику", не спеша собрались, позавтракали, выбрали якорь и, пройдя не широким, не больше 200 м. проливом, заставленном яхтами, между материком и о. Гемилер, с которым связано немало легенд; здесь какое-то время жил, спасаясь от преследования римлян, ни много ни мало, Николай Чудотворец - покровитель моряков, одна из них. На самом острове мне бывать не доводилось, не стали высаживаться и в этот раз, хотя, думаю, побывать как-нибудь стоит.

-37

Взяли курс на Калкан, до которого не меньше 30 миль или около 8 часов хода.
Пришли засветло. Апрельского безлюдья 2021 г. как ни бывало. Лодки сновали у входа во всех направлениях, внутри - лес мачт.

29 сентября Калкан - Каш - Финике

Ночь. Ничто не предвещает ...
Ночь. Ничто не предвещает ...

Ночью стащило с якоря. Именно стащило, не сорвало. Придя накануне вечером к Калкану, внутрь заходить не решился, броуновское движение на входе, отсутствие, как показалось сперва, свободных для стоянки мест, живые еще в памяти апрельские дни 2021 г., когда мы прятались в Калкане от ненастья ... Воспоминания, собственно, исключительно положительные, даже швартовка тогда прошла на твёрдую четвёрку, не смотря на малоприятные погодные условия, но врезались в память совсем уж небольшие глубины даже в центре марины, соответственно уходящие под очень острым якорные углом цепи (там нет мурингов, стоянка с отдачей якоря), сужающие и без того невеликую площадь для манёвра. Одним словом, засомневался. Да и погода была на 5+, немало лодок стояло за пределами марины на якорях, ничего, как говорится, не предвещало. Отдал якорь по всем правилам, даже оборотов добавил, проверяя держит ли. Якорь держал. Было гаденькое чувство по поводу длины отданной цепи, но в суматохе высадки на берег за выпить и закусить оно растворилось где-то на периферии сознания, и было из-за чего: с полчаса в страшной духоте, обливаясь потом, промудохались с мотором для тузика, он, зараза, отказался заводиться; пока вернули его на место, пока подкачали лодку, пока Тимофей с Иваном пытались поместиться вдвоём (в итоге, Тима добирался на берег на вёслах, а Иван вплавь) ... А когда они нагруженные вернулись, уже начало темнеть, разожгли мангал, приготовили привезённое мясо, выпили .... Какая уж тут перепостановка. Берег достаточно далеко, глубины комфортные, едва уловимый ветер дует с суши и изменить направление ночью не должен в принципе, бриз он или нет, в конце концов. Тем не менее, напиваться не стал, спать лёг в кокпите, просыпаясь время от времени и поглядывая на огни стоящих неподалёку яхт. Ночь, если не обращать внимания громкую музыку до двух часов с танцпола на берегу, прошла спокойно. Под утро, проснувшись в очередной раз и оглядевшись, до меня, спросонья, не сразу дошло, что щедро подсвеченный берег находится не там, где ему полагалось быть, и не на том расстоянии. А когда дошло, вскочил взволнованный, но, присмотревшись, успокоился, мы находились метрах в трехстах от берега, медленно дрейфуя под едва ощутимым бризом к центру залива Kalkan. Якорь я отдавал, естественно, "с моря на берег", чтобы в случае чего не оказаться на последнем, за ночь ветер слегка усилился, цепь натянулась и яхта, благодаря присущей ей парусности стала дрейфовать в море, по сантиметру подтаскивая за собой якорную цепь с мелководья на глубину и чем глубже становилась вода, тем меньший метраж цепи оставался на дне, теряя постепенно держащую силу. Теперь якорь свободно болтался в толще воды, не оказывая, само собой, никакого удерживающего эффекта. Слава Богу, подумал я, что мы при этом никого не задели.

Возвращаться в полной темноте на место якорной стоянки, греметь цепью, будя "соседей", я не стал, на часах было 5 утра, до восхода солнца оставалось около полутора часов, я завел двигатель, поднял якорь, и, как говорится, "по пачке Беломора", т.е. ориентируясь по навиониксу в телефоне, т.к. не видно было ни зги, двухузловым ходом направил лодку в выходу из залива, намереваясь к рассвету оказаться вне его пределов и уже затем, пользуясь зримыми ориентирами взять курс на Каш, где собирался заправиться, т.к. "гёчековской солярки" осталось меньше четверти танка.

Выглянул Тима, разбуженный работой двигателя, узнав в чём дело и убедившись, что помощь не нужна, принял очень характерное для человека хладнокровного решение - продолжил прерванный сон.

Между тем над восточными отрогами прибрежных сопок посерело, стали различимы сначала черные на сером очертания прибрежных гор, затем добавилось контраста и стала видна граница между водой и сушей, "пачка Беломора" стала не нужна, а еще через полчаса, точно по расписанию, рассвело, сориентировавшись и добавив оборотов, я направил лодку в сторону г. Каш.

Проснулся экипаж, приготовили кофе, печенье, чуть позже открыли бутылку вина и за этим приятным времяпрепровождением, пройдя 12 миль, встали правым бортом к бетонной стенке заправочной станции в глубине узкого длинного залива, где, собственно, и располагается KAS MARINA.

Залились на 5 с лишним тысяч, и тут, "китаец" преподнёс сюрприз - оплата не прошла. Надеясь, что дело в нехватке денег, я, со словами one moment, перевёл с МИРа на китайца предполагаемую недостающую сумму и попробовал заплатить снова. И снова с тем же результатом. Глубоко вздохнув, попросил заправщика попробовать еще раз. Тот же эффект. Твою же мать! Попросив у заправщика еще один one moment, сообщил приятную новость Тимофею с Иваном, начали собирать наличку. Благо, деньги были, нужная сумма собралась, рассчитались за топливо, отошли от стенки и стали совещаться, как быть дальше. А дальше быть можно было в зависимости от того, что это было, я про китайскую забастовку. Если отказ - недоразумение, то можно спокойно продолжать наше путешествие, если же "китаец" последовал вслед за МИРом, то нам остаётся только возвращаться в Фетхие, пока есть топливо, вода и продукты. "Проверить китайца на вшивость" можно было только в городе, в банкомате, желательно в нескольких от разных банков. Поскольку из всех присутствующих лишь я бывал здесь прежде и более или менее ориентировался в городе, мне и идти. Встали на якорь у противоположного с мариной берега, спустили тузик, я оделся в парадно-выходной костюм (в город, как никак), другими словами, одел чистые шорты и футболку, и, усаживаясь в лодку, потерял равновесие и нелепо взмахнув руками, под гомерический хохот друзей, с головой ушёл под воду. Жаль в этот момент ни у кого не оказалось под рукой камеры. Вынырнул, не став переодеваться, полагая, что в такую жару высохну и так, взобрался всё-таки в тузик, взял в руки вёсла и через 5 минут привязывал лодку к вваренному в бетонный мол кольцу у технического причала.

Каш не Алания и, тем более, не Анталия, марина находится почти что в городе, так что через десять минут я, волнуясь, уже вставлял карточку в щель картоприёмника первого попавшегося банкомата (кажется, это был Bankamatik). Однако волновался я совершенно напрасно, машина деньги выдала, правда, не более 2 тыс. лир за раз. Трижды воспользовавшись его любезностью и собрав за собой очередь, решил пройти чуть дальше по улице, где, если мне не изменяла память, были банкоматы других банков. Память не подвела. Действительно, буквально через 100 метров набрёл на банкомат Deniz банка, который тоже выдал деньги, причём ограничений на запрашиваемую сумму, я снимал 10 тыс., не было. Сняв столько, чтобы нам хватило даже если ограничения коснутся и Union Pay, я отправился в обратный путь и через полчаса был на борту Liberty. За время моего отсутствия ребята приготовили обед, мы перекусили, после чего выбрав якорь, взяли курс на Кекова, к ресторанчику Хасана, где я прежде неоднократно останавливался. Расстояние было небольшим, что-то в районе 20 миль, и, не смотря на то, что мы вышли довольно поздно, в начале седьмого, найдя свободное место, лодок стояло немало, пришвартовались у соседнего с Хасаном причала с вывеской Likya Restaurant&Pansiyon, куда и отправились, отдав должное кухне и гостеприимству хозяев.

Мало помалу стемнело, мы, расплатившись за ужин, подключились к береговой электросети, перебрались в кокпит, где и просидели под бутылочку вискаря и фильм "Они живут" до ночи.

30 сентября - 3 октября Финике

На утро отправились в крепость Симена, во всяком случае, именно так она обзывается на картах Google. Для меня это было уже третье или четвёртое восхождение, ребята были впервые, отсюда и некоторая разница в глубине эмоций. Впрочем, Иван - человек сдержанный, а Тимофей вообще не отличается особенной впечатлительностью, поэтому каких-то щенячьих восторгов не было, посмотрели и посмотрели.

На обратном пути зашли в местный магазинчик, пополнили запасы спиртного, позавтракали в ресторане, искупались и, не зная чем заняться, решили идти в Финике, тем более, что завтра суббота, а это значит, что в Финике работает (один день в неделю) огромный базар, где можно было прикупить шмоток, свежих овощей и фруктов, а главное, съесть жаренной хамси, сезон лова которой как раз начался.

Переход был недолгим, и около 3 часов пополудни мы пришвартовались в Setur Finike Marina, на том же самом месте, где стояли с Маратом в апреле этого года.

Соблюдя необходимые формальности в офисе марины, мы отправились на экскурсию, пройдя вдоль единственной заслуживающей внимания улицы - набережной, протекающей через городок речки-вонючки, дойдя до неработающего еще базара, где купили пару килограмм свежевыловленной хамси, которую я немедленно, по возвращении на яхту, засолил, половину обычным, половину пряным посолом. На обратном пути уговорил присесть в уличной кафешке, неподалёку от марины, где мы дважды ужинали с Маратом в апреле. Меню очень скромное, но готовят вкусно, порции огромные, а цена более чем адекватная, в результате, сами не желая того, наелись до отвала, после чего идти в магазин за продуктами не было ни сил, ни желания. Уже уходили, когда нас окликнули. Я оглянулся, это оказалась жена хозяина, которая обслуживала нас с Маратом в апреле. Узнала! Улыбнулась, помахала рукой, я махнул в ответ. Видимо, 5,6 кг. апельсин, купленных нами весной за 56 лир и нежелание взять сдачу с сотни, не забылось. Удачи ей и её семейству.

Позвонил Паша - "латыш", он с женой отдыхает на Родосе, но, как и договаривались, собирается в Турцию; договорились, что завтра он паромом добирается до Фетхие, а там наземным транспортом до Финике, мы его дождёмся.

А завтра была суббота - базарный день. Пешком идти не хотелось, среди нас спортсмен один - Иван, а мы с Тимой, отягощенные лишним весом и неумеренным потреблением спиртного, только на саночках. Одним словом, уселись в такси на выходе из марины. Водила - хер старый никак не хотел понять, куда нам надо, знание языков среди его достоинств отсутствовало, попытка привлечь на помощь карту из телефона тоже была признана неудачной - сначала он нихрена без очков не видел, а потом, когда отыскал их и надел, оказалось, что зрение здесь не при чём, он просто не въезжал, что я ему показываю. Его развитие остановилось на Nokia 3310. Ко всему еще и слово "маркет" в его турецком понимании оказалось магазином, а то, куда мы в конце концов доехали оказалось "базаром", о чём он нам и сообщил с видом и тоном человека, который полчаса разговаривал с дебилом и наконец понял, что от него дебил хотел. Содрав с нас на десятку больше, чем положено, видимо, за моральный ущерб, укатил, предварительно попытавшись всучить свою визитку, видимо, для того, чтобы слупить еще червонец на обратном пути. Не взяли.

Первым делом, нашли кафешку и заказали жареной хамси. По местному обычаю, к заказанному блюду прицепом последовало еще несколько блюд - спутников, которых, если на них налегать, хватило б, чтобы насытиться и без основного. Рыба, как и ожидалось, оказалась бесподобной на вкус, съели всё. Побродили по рядам, набрали овощей, фруктов, Тимофей взял что-то из тряпок в подарок домашним, поймали такси и на этот раз с первой попытки доехали туда, куда надо.

Базар в Финике
Базар в Финике
Базар в Финике
Базар в Финике
Базар в Финике
Базар в Финике
Базар в Финике
Базар в Финике
Базар в Финике
Базар в Финике
Базар в Финике
Базар в Финике
Базар в Финике
Базар в Финике
Базар в Финике
Базар в Финике

В марине встретили соотечественника или, по крайней мере, русскоговорящего с огромной моторной яхты, пришедшей из Европы с началом нашей военной операции на Украине и стоявшей у стенки в глубине марины рядом с такими же монстрами, перекинулись парой слов, получили приглашение навестить, обещали как-нибудь быть. Забегая вперёд, обещание то ли на другой день, то ли через день, сдержали (кроме меня, но я и не обещал); сказать, чтобы она произвела какое-то сногсшибательное впечатление на моих друзей, нет, не произвела. Шикарный интерьер, просторные каюты, видики-шмидики, лифты, моторный отсек размеров с Liberty и прочие атрибуты люксовой посудины - это всё имеет место быть, но сегодня уже не удивляет. Впечатлила разве что цена - 11 млн. евро для б/у и назначение (для такой лодки) - рыбалка. А еще рассказ нового знакомого (капитан он там или сторож, без понятия) о том, как при её покупке, при выходе в море, так сказать, на тест-драйв, вблизи берега отказали оба двигателя. А парусов то нет. С ситуацией, видимо, разобрались, раз стоит целёхонькая, но перебздели, судя по всему, качественно. Одним словом, лодка класс, но я люблю парус.

11 млн. евро могут выглядеть и так
11 млн. евро могут выглядеть и так

Искупались, сдали шмотки в прачечную при марине. Долго объяснялись с приёмщицей по срокам, не понимая друг друга, наконец, как мне показалось, поняли. Почему как мне показалось? Потому что в итоге оказалось, что поняли не до конца. В этот же день забрать не успели, придя чуточку позже, а в воскресенье у неё выходной. Именно это она пыталась объяснить, несколько раз повторив слово Monday. Из-за этого пришлось задержаться еще на день в Финике.

Позно вечером приехал Паша. Иван с Тимофеем уже спали, я же ждал, мужественно сопротивляясь выпитой снотворной дозе алкоголя. Встретил, накормил, с полчаса поболтали обо всём понемножку под пиво и около часа ночи, наконец, легли спать.

На другой день, дождавшись открытия прачечной, забрали мешок с вещами, сводили Пашу в город на экскурсию, он здесь впервые, попутно перекусив в какой-то сосранья открывшейся забегаловке, прошлись по магазинам так просто безо всякой цели.

После обеда покинули гостеприимный Финике и взяли курс на Кекова. Паша пробовал ловить, но, как и в прошлый раз, безуспешно. Под бутылку и разговоры добежали до Кекова, на этот раз встали у Хасана; хозяйка признала меня (всё-таки я у неё останавливался, не соврать, раза четыре) и перейдя на my friend, она, к слову, сравнительно ничего, всяко лучше меня, говорит по английски, накормила нас от души дарами моря.

Потом уже привычные посиделки в кокпите, пробовали ловить на поплавок здесь же, у пирса, забрасывая с кормы; поймали штук пять местных обитателей, как оказалось, съедобных.

Рыбалка в Кекова
Рыбалка в Кекова

4 октября

Кекова покинули ок. 8 утра с расчётом или, точнее, надеждой дойти до Олюдениза, засветло встать на уже привычный буёк у ресторанчика Караджоурен, посидеть, выпить-закусить, а на другое утро, не спеша, идти домой, в Фетхие. Расстояние предстояло пройти немалое, где-то в районе 60 миль. А если учесть, что смысл такого перехода имеет место быть только в случае прихода засветло, т.е. до 19:00, то расстояние из немалого превращается в на грани возможного. Впрочем, надежда была. В сентябре прошлого года, правда, при очень благоприятных ветровых условиях (большую часть времени шли в полветра 7-узловым ходом), мы пробежали этот маршрут за 8 часов, как известно, галфинд наиболее быстрый курс (не знаю, что скажут спортсмены).

Через полчаса, пройдя проливом у западной оконечность острова Geyikova (Kekova), я стал забирать мористее с тем, чтобы не метаться между островами в районе Каша, теряя время, а обойти о. Кастеллоризо (Kastellorizo) - самый, если не ошибаюсь, восточный греческий остров в полутора милях от турецкого берега - с юга, по открытой воде, в надежде поймать "прошлогодний" ветер.

Но на этот раз даже пресловутая надежда, что умирает последней, не проявила никакой тяги к жизни. Ветра не было. Совсем. Скоро стало ясно, вечерний выход в ресторан отменяется. Кто ходил в тех местах или читал предыдущие мои "судовые журналы", наверное, помнит, что на участке между Кашем и Олюденизом, два пригодных места для якорной стоянки: первое - это Калкан (сам порт и одноименный залив), а второе - Коту Бурун. Между ними - ровная полоса берега без единой хоть сколько нибудь защищенной от ветра бухточки. Идти в Калкан не было никакого смысла, близко; оставался Коту Бурун - залив, более или менее, да и то лишь в северо-западной его части, пригодный для якорной стоянки. Но до него ок. 50 миль, а их надо еще пройти. Пошли. Наш единственный рыбак - Павел - не оставлял надежду поймать кого-нибудь из местной морской фауны. Чтобы не мешал ловле висящий за кормой тузик, спустили его на воду, привязали, так он и тащился за кормой, приплясывая на волнах, что позволило Паше забросить спиннинг с "тунцовой" блесной (блесна как блесна, тунцовой она стала только потому, что уж очень хотелось поймать именно его). Признаться, у меня веры в эту затею не было никакой, слишком уж свежи были в памяти наши прошлогодние безрезультатные потуги, но Паша не унывал и, как оказалось, не зря. Внезапно затрещал фрикционный тормоз на катушке и леска стала быстро уходить с барабана. Лежавший (укачало) Паша, словно укушенный, подскочил и, не смотря на солидные габариты, с легкостью балерины маневрируя в кокпите, бросился к спиннингу, схватил его и, упирая основание удилища куда-то в область живота, принялся вываживать пока еще невидимого обитателя моря. Больно это, упирать удилище в живот (ладно, если в живот). Но тут на помощь пришёл Тимофей, схвативший шлейку, привезённую Пашей же в прошлый раз, и застегнувший её у последнего на поясе. Дело пошло веселее, пару раз, правда, казалось, что невидимая пока добыча ушла, но буквально через 2-3 минуты стало ясно, что на этот раз мы без улова не останемся, а ещё через минуту наш добытчик перевалил через транец полуторакилограммового тунца! Ура! Ура! Ура! Видимо, не зря я втихушку плеснул из стакана за борт, надеясь на расположение к нам морской стихии или морского владыки, это уж кому как нравится.

-49
-50
-51

После наскоро проведённой фотосессии, пойманную рыбу немедленно разделали, освободив филе от костей, порезали на тонкие ломтики, перемешали с солью и перцем и сдобрили лимоном.

-52
Сказать вкусно - не сказать ничего
Сказать вкусно - не сказать ничего
Сказать вкусно - не сказать ничего
Сказать вкусно - не сказать ничего
Ну куда без этого
Ну куда без этого

На выходе получилось блюдо из серии "ни рыба, ни мясо", в смысле не похожее ни на то, ни на другое, но вкуса бесподобного, которого едва хватило на ноль семь виски. Все отдали должное и рыбаку, и повару (он же), который стал героем дня. Замечу, не в последний раз.

Деньги к деньгам, рыба, видимо, к рыбе. У нас за кормой, кроме спиннинга, болталась ещё одна снасть - привязанные на длинной леске друг за другом поплавки ядовито-жёлтого цвета, похожие, при некоторой фантазии, на рыбок, должные, по мнению производителя, своей хаотичной пляской на волне привлекать хищников. Я склонен думать (да и не я один), что приманки выпускаются с одной исключительно целью - понравиться не столько рыбе, сколько рыбаку. На всякий случай, не особенно на что-то надеясь, Павел привязал на конце этой безумной гирлянды блесну. Так она и волоклась за лодкой, не вызывая нашего к себе интереса в виду отсутствия каких бы то ни было сигнализирующих о поклёвке приспособлений. Ивану, было, показалось что-то, но, подтянув рукой несколько метров лески и не почувствовав никакого сопротивления на противоположном конце, он с лёгким сердцем отпустил леску и перестал обращать на неё внимание. Когда же Павел решил её, так, безо вского повода, "вытащить и перебросить", на крючке оказался ещё один тунец, такого же, что и первый, размера, но на столько измученный борьбой с лодкой, которая волокла его за собой уже, по-видимому, достаточно долго, что не оказал ровным счётом никакого сопротивления, дав себя поднять из воды безо всяких усилий со стороны рыбака и был, кажется, даже рад тому, что наконец его мучения кончились.

Ещё один
Ещё один

На этот раз обошлись без фотосессии, разделывать его, лежащий "после литры выпитой" Паша тоже не захотел. Тунца добили и отправили в холодильник, на потом.

Между тем, день склонялся к вечеру, солнце к горизонту, а я к мысли, что засветло мы не дойдём. Всё бы ничего, если б не предстоящая необходимость вязаться кормой к берегу; в полной темноте это обещало быть тем ещё удовольствием.

День склонялся к вечеру, солнце к горизонту
День склонялся к вечеру, солнце к горизонту

Мыс "sancak burun" при входе в залив (Бог его знает, как переводится; санджак может быть и знаменем, и правым бортом, а бурун - нос, пусть будет "носом правого борта") миновали при последних проблесках ушедшего за горизонт светила, подойдя к месту стоянки уже едва различая берег, ориентируясь больше по шуму прибоя. Попытка встать сходу, пользуясь оставшимися крупицами света, оказалась неудачной. Нет, встать то мы встали, но настолько близко к обрывистому, скалистому берегу, что ночь обещала быть нескучной. Видя моё сомнение в правильности происходящего и, вероятно, помня наш сход с якоря у Калкана, Тимофей предложил "перепарковаться". Отправив лодку со швартовочным концом на берег, я выбрал якорь с тем, чтобы после того, как Иван закрепит свой конец на берегу, отдать якорь и, двигаясь кормой на свет его налобного фонарика, встать с тем расчётом, чтобы якорь, лодка и точка швартовки на берегу находились на одной более или менее прямой линии. С третьей попытки это удалось. Выгрузив метров 60 цепи, мы, связав между собой два пятидесятиметровых конца, большая часть длины которых ушла на обвязку берегового камня, встали метрах в 20-25 от берега на двенадцатиметровой глубине. Теперь я почувствовал себя гораздо спокойнее. Ориентирами мне служили: шум прибоя, топовые огни двух стоящих в отдалении лодок и степень натяжения конца, идущего на берег. Но на ночлег всё же устроился в кокпите, время от времени просыпаясь и контролируя наше положение относительно берега. Ночь прошла спокойно, тем не менее я дал себе торжественное обещание впредь приходить к месту стоянки засветло.

5 октября

Нет нужды говорить, что я не выспался. Утром отвязались от берега, выбрали якорь, вышли в море; две лодки стоявшие неподалёку еще спали. До Фетхие миль 20, может быть, чуть больше. К обеду мы уже входили в родную гавань.

Среда, марина пустая, "чартерники" в море или бухают по заливам, встали на свё место, ни справа, ни слева на ширину двух лодок никого.

День посвятили помоечным, не, пожалуй, помывочным, работам; соли на лодке и грязи толстым слоем, слегка привели в божеский вид внутри, мы послезавтра улетаем, Паша остаётся на недельку, уберётся.

После мойки перестал работать кондей. Стали смотреть, не работает всё, что работает от береговой сети, выбивает предохранитель на берегу. "Разобрали" трёхполюсную вилку, через которую лодка подключается сети, там вода, оставили просушиться, собрали, дохлый номер, не работает. Перепробовали всё, на что хватило фантазии, прежний результат. Позвонили Эртану, тот в эти дни был в Измире, "потыкали" ещё с тем же результатом, в конце концов, плюнули на это дело, Эртан обещал послезавтра электрика.

Надо бы зимой приехать и заняться всерьёз лодкой: обновить бегучий такелаж, поистрепавшийся местами вконец, поменять или, по крайней мере, отремонтировать фурлинг (Эртан там что-то приколхозил, чтобы привести его в рабочее состояние, но это не серьёзно), поменять сдохший прожектор на корме и установить такой же на носу на случай ночной швартовки или движения близ берега в тёмное время суток, просиликонить иллюминаторы, подобновить кранцы, реанимировать двигатель от тузика, решить вопрос (обновить) с картплоттером и рацией, да мало ли дел на лодке, несть числа. Если соберусь идти в Тунис следующим летом, а ведь соберусь, необходимы новые паруса. Одним словом, предстоит!

Билеты, еще вчера запредельные по цене, в особенности из России за границу, вернулись к домобилизационному времени, что радует, к концу отпуска все поиздержались.

Как обычно, чем ближе момент отъезда, тем тоскливее становится. Не добавляет радости и новости о мобилизации на Родине, Тимофею через несколько дней полтинник, мне через полгода, вроде бы коснуться не должно. Ивану поменьше, но тоже не юноша. Впрочем, если надо, значит надо. Неприятно слышать и читать о километровых очередях на границах с Грузией, Казахстаном и, кажется, даже с Монголией. Стыдно, словно сам там.

6 октября

Рейс из Антальи, трансфер на этот раз заказали не через приложение, а в конторке близ марины. Не сказать, чтобы бесплатно, но пару тысяч сэкономили.

Прошлись напоследок по магазинам, съездили в ERASTA - торговый центр неподалёку от автовокзала, каждый прикупил, что посчитал нужным. Центр снаружи производит впечатление большее, чем изнутри. Впрочем, какой город (по размерам), такой и ТЦ. Дежурный набор шмоточных бутиков: ZARA, Waikiki, MAVI, HM и пр. хренотень.

Вечером, чтобы не готовить, посидели в мариновском ресторанчике, спиртное душа уже не принимает, посидели целомудренно, да и вставать завтра в 5 утра.

Последняя ночь
Последняя ночь

7 октября

А утром мы уезжали. 4 часа до Антальи, столько же в аэропорту и, наконец, полупустой борт S7 доставил нас в Домодедово, где мы и расстались, ребята полетели дальше, в Иркутск, а я задержался в Москве, мой рейс на Ноябрьск был только послезавтра.

Желающих возвращаться в Россию немного
Желающих возвращаться в Россию немного