"Электролитические, танталовые, объёмные" не только были вечными – они "не сохли", но и начинали потихоньку разграбляться ушлыми "прихватизаторами". Купля-продажа наворованных, а пусть даже в данном случае и бесхозных радиоэлементов меня никогда не вдохновляла, поэтому, в чём была их ценность, я точно сказать не могу. Знаю лишь, что тантал стОит дороже платины. Но запас, как известно, жо… не е... гмм.., карман не тянет. Естественно, сменившись с вахты в субботу и взяв у старшины команды снабжения канадку, а с ПКЗ-141 вызвав заранее оповещённого Серёжку - "паяльника", я посвятил полтора суток выходных увлекательнейшему занятию. Сначала выкусыванию, а потом вымачиванию в солярке с последующими протиркой и просушиванием нужных радиодеталек. Их было просто дофига. Серёга был очень рад. Я тоже. То, что брать обнаруженное ничьё, но тебе необходимое нужно сразу, не дожидаясь пока возьмёт другой, мы уже знали. А мороз и ветер - разве это может остановить двух "радиогубителей"? Порыв молодости неудержим.
Значительную часть ЗиП*а и оставленных для себя предварительно списанных корабельных радиометров и разных там рентгенметров я впоследствии "закрыл" именно этими детальками. Неизменно отвечая девушкам-искусницам, труженицам химсклада (с трудом удерживаюсь, чтобы не вставить слово "имени"))) товарища Чернышёва, на их вопрос:
-"А что это соляркой-то так воняет?"
-"Так это с дизельного отсека!"
-"Аааааа!"
Детальки были чистенькими, номиналам-позициям в формулярах соответствовали. Выкусывать их тонкими женскими пальчиками не надо. Почему бы и нет?
…
Как-то, возвращаясь из отпуска и в очередной раз поскандалив с родителями, на тему:
-"А что это у Вас денег постоянно нет, Вы же на Севере вдвоём отлично зарабатываете?"
-"Да у нас картошка гнилая по четыре рубля в магазине. А не по сорок копеек, как у Вас в Москве!",
ну и так далее, Олег у самого Полярнинского въездного КПП попал в аварию. Его "сдохший" и буксируемый Камазом Жигулёнок, занесло, перевернуло, и мотало по трассе ещё пару десятков метров. От тяжёлых травм спасло только то, что автомашина под завязку была набита различным барахлом. Эти мешки-коробки буквально Олега обжали и в результате спасли. Хорошо ещё, что он был один, без жены и ребёнка. Но неунывающий минёр продал Жигуль на запчасти и через пару месяцев уже лихо вышивал на УАЗ*ике. Сидя как-то рядом с ним, и восхищаясь его по-прежнему уверенной и рваной-насколько-возможно-быстрой манерой вождения, я сказал:
-"Ну ты, брат, даёшь! И даже руки не дрожат после пережитого?"
На что получил ответ:
-"Женя, да мне пофигу. От судьбы не уйдёшь!"
И, чуть погодя, задумавшись о чём-то:
-"Минёры - они все такие. Тупые, но решительные…"
Я промолчал.
…
Нас перевели в ОФИ, экипаж стали сокращать, и как я уже рассказывал, однажды я по собственной дурости стал "ВрИД командира боевых частей три, четыре и семь". Принимая матчасть у Олега, я, удивлённо-радостно хмыкнув, обнаружил, что всё, что только можно унести - списано и вычеркнуто из книги учёта материальных средств. Демонтаж же торпедных аппаратов и остального громоздкого минно-торпедного имущества крайне проблематичен. Аппаратура ПУТС "Ленинград-658" ещё на ламповой элементной базе никакой ценности для расхитителей не представляла. Автоматы АКС-74у и пистолеты типа ПМ - в вечном воронении. Я говорю в вечном, потому что мы их "отворонёнными" так никогда обратно и не получили. Налил Олег за это дело, полагаю, щедро. Никаких проблем со сдачей оружия в результате у нашего экипажа не было. А у других геммор был ещё тот. То есть наш минёр подошёл к сдаче должности, как положено. И, естественно, я тут же сказал Олегу большое за это человеческое спасибо. Жаль, обезжиренные комплекты списанных по бумагам спецключей к кислородным торпедам я так никуда и не смог пристроить. Но это так, мелочи. Бывает.
На фото, в правом нижнем углу, два "шильдика" отвинчены с приборов управления торпедной стрельбой "Ленинград". Планирую в музей отдать вместе с кой-каким винтажным раритетом, взятым на память с атомных подводных лодок. Говорят, что примут с благодарностью.
…
В начале 90-ых, когда с продуктами, мягко говоря, стало совсем хреновенько, мы вывезли из завода несколько десятков банок списанной консервированной чищенной картошки, брошенной в трюме четвёртого отсека. Оказывается, если её долго промывать под струёй холодной воды, то ничего, жрать вполне себе можно. Добычу разделили на троих, поровну. Третьим был свояк Олега Игорь Чугунов, в ту пору трудившийся водителем "Камаза" на СРЗ "Штиль". Всё по-честному.
…
Олег перевёлся старпомом на лодку ремонта, и всё бы ничего, но довольно скоро его железное здоровье дало сбой. Когда он, стоя дежурным по бригаде, во второй раз за месяц получил доклад от дежурного по КПП, что бербазовский водитель опять не справился с управлением и его "Камаз" снова лежит на боку в вонючей луже за территорией. В результате беседы с истерящим начштаба:
-"…и кто теперь будет продукты из этого дерьма вытаскивать, Вы где были, я Вас спрашиваю?.. "
-"Да я-то тут причём? Я в душе не **у того дрессировщика, который эту вечно неопохмелённую обезьяну за руль сажает!!",
подскочило и никак не могло утихомириться давление. Поняв, что с Севером пора прощаться, Олег списался с плавсостава и перевёлся в Москву... заместителем начальника бассейна ЦСК ВМФ (!!!))).
Я конечно, не минёр, но представьте на секундочку? Самый Главный Флотский бассейн России! Даже, думаю, так: БАССЕЙН. Девушки-синхронистки на тренировках пируэты нарезают. Реальная возможность, если захочется, и минам дать пожить в воде! ;) А подчинённый личный состав пусть их потом, когда они досыта наплаваются, вылавливает! Да это же Мечта Минёра, а после лодок атомных и Северов - особенно! Служи себе потихоньку в родном городе до полного пенсиона и жизни радуйся.
Но судьба человека, как зачастую бывает, абсолютно непредсказуема. Вскоре, по информации продолжавших с ним плотно общаться сослуживцев, Олег развёлся. Спокойно перейти на новый уровень отношений у него не получилось, и как всякий нормальный мужик, он это дело тяжело переживал. Его жене очень не понравилось, что он, соответственно своей новой должности, "принимает бесконечные делегации" и, бывает, "приходит домой поздно и не вполне трезвый". А возможно, её просто какая-то там мааасква, по сравнению с Городом Полярный абсолютно не впечатлила.
На всякий случай, поясню, что чуть выше тут был немножко мой сарказм, а истинную причину развода, и не по Олега, уж поверьте мне на слово, вине, мне озвучивать совсем не хочется…
...
Кто-то со злостью и раздражением вспоминает свои, как он считает, потраченные зря годы жизни на просторах Кольского полуострова. Я же, порой разглядывая имеемые у меня в достаточном количестве такие милые и родные, уютные фотографии, как приведённая мной выше, всегда испытываю чувство светлой грусти. Ведь в этом городе прошла моя молодость. И я благодарен жизни и судьбе за то, что мне довелось служить с такими людьми, об одном из которых я сегодня Вам с удовольствием рассказал.
Приложение №1. Какую именно подводную лодку мы с Олегом перешвартовывали, мне, к сожалению, выяснить не удалось. Вообще - то, служба и дальнейшая судьба дизельных подводных лодок с крылатыми ракетами проекта 651 довольно интересна. Среди "Джульетт", как романтично их классифицировали НАТО*вцы, была и уникальная К-68 с подвесным атомным реактором в герметичной капсуле - вспомогательной АЭУ ВАУ-6; и К-77, в переделанно-отретушированном виде изображавшая легендарную К-19 в натурных морских съёмках известного голливудского блокбастера. На фото внизу, пожалуй, самая везучая из серии - К-24. Она жива-здорова, находится в немецком музее и о ней заботятся. А после импортной буковки "Ю" на её ограждении рубки нарисован её фактический последний бортовой номер.
Подпись под фотографией: "There is no enemy more cruel than a former friend. ( "Нет врага более жестокого, чем бывший друг" ). © André Maurois" Спасибо участнику форума ( https://forums.airbase.ru/ ) "старожилу" под ником Capt(N)!
Интересная ссылка: ( https://www.youtube.com/watch?v=YC2yDeHN5QM&t=94s ). Спасибо "опытному" участнику того же форума под ником sahureka!
16.10.2021
.