Найти тему
ПоУшиВКино🎬

Ava (2019): Девушка с оружием

Оглавление

В 2020 году тихо вышел фильм Ava с Джессикой Честейн в главной роли, режиссёром которого выступил Тейт Тэйлор (Tate Taylor). Самыми его примечательными являются классные фильмы “Прислуга” (2011, The Help, где он также был исполнительным продюсером и сценаристом) и “Девушка в поезде” (2016, The Girl on the Train).

Постер к фильму "Агент Ева" (2019)
Постер к фильму "Агент Ева" (2019)

Мелодрама с элементами экшен Ava (или “Агент Ева”, как название перевели локализаторы) – это история женщины, которая сбежала от проблем в работу на секретную службу. Главная героиня Ава Фолкнер (Ava Faulkner) в школе была отличницей, чирлидершей, выступала за колледж в составе фехтовальной команды, принимала участие в клубе дебатов, изучала латынь и французский язык, играла в шахматы.

Будучи студенткой, Ава начала злоупотреблять, что привело к плачевным последствиям. Управление автомобилем в нетрезвом состоянии привело к ДТП и аресту. Но такое поведение было спровоцировано не тем, что ей очень нравились аромат алкоголя и его вкус, а ухудшающаяся домашняя обстановка. Аву загнали в угол отношения родителей – пострадать должен был кто-то один, и это оказалась именно она. Ава приняла решение пойти в армию, тем более, был призыв, и она этим воспользовалась. Сбежала из родного дома в Бостоне (Массачуссетс) от жениха, сестры и матери.

Через восемь лет ей всё же пришлось вернуться.

***

Фильм был принят критиками очень холодно. Это несмотря на актёрский состав – Джон Малкович, Джина Дэвис, Колин Фаррелл и Джессика Честейн. Они отметили положительно только её игру. Это правда, Джессика в любом своём кино держит внимание, у неё это получается.

Джессика Честейн в роли Авы Фолкнер
Джессика Честейн в роли Авы Фолкнер

Пусть этот мелодраматический экшен не войдёт в список обязательных к просмотру и не соберёт наград за драку, поцелуй (их тут нет) или за подбор костюмов, всё же безнадёжным я его назвать не могу. По моему мнению, в нём есть своё очарование.

Драматургическая основа

В этом фильме основной темой идёт избегающий тип личности. И профессия, в которую приходит Ава, это подтверждает. Ближе к концу фильма зрителю показывают диалог между матерью и дочерью, Бобби (Джина Дэвис) и Ава (Джессика Честейн), наконец, посмотрели друг другу в глаза и поняли, что между ними нет вражды, а нужно было давно сказать правду.

Мать, которая до этого делала постоянные замечания дочери, смягчается и признаётся, что предпочла выбрать своего мужа, несмотря на его измену и обман. Она считала, что в какой-то момент их супружеская жизнь наладится, он изменится и снова станет к ней внимателен. Она закрыла глаза на его недостатки, словно их нет, и старалась видеть только положительные стороны.

Ава, в свою очередь, является спецагентом. Но матери озвучено то, что она якобы работает в ООН. Спецагент – это “прикрытие”, разные имена, смена внешности (парики и линзы), пароли и коды. То есть всё то, что скрывает правду и выдаёт только то, что якобы является ею.

Затянувшаяся вера в то, что плохое исчезнет и что его можно игнорировать, приводит к одиночеству. Примеры Авы и её матери это доказывают. Жених Авы уходит к её сестре, и они собираются пожениться, Бобби выглядит несчастной, опять же лишь стараясь создать видимость довольной жизнью.

Неспроста весь фильм повторяется фраза “Человека нельзя назвать счастливым прежде, чем он умрёт”. В контексте сюжета постоянное прикрытие (равно избегание) может окончиться, только если человек умирает. Потому что вырваться из порочного круга своих старых проблем тяжело.

И есть ещё, кстати, диалог между сёстрами, Авой и Джуди, в котором прослеживается грустная правда жизни. Когда человек становится невольным участником чужих отношений, если ему приходится платить за чьи-то ошибки, он превращается в изгоя. В итоге его образ искажается, и говорить об этом человеке уже не так просто, как об обычном родственнике.

Сцена, в которой он практически решается на подведение черты своей жизни, но появление персонажа в исполнении Колина Фаррелла меняет её решение
Сцена, в которой он практически решается на подведение черты своей жизни, но появление персонажа в исполнении Колина Фаррелла меняет её решение

Когда Ава понимает, что её семья в опасности, она отдаёт сестре деньги и просит скрыться в другой стране. Джуди в ужасе спрашивает: “Кто ты?”

Ава отвечает: “Та, о ком детям лучше не рассказывать”. Да уж, не просто рассказать ребёнку, что его тётушка убирает объекты по заданию спецслужбы.

Значение фразы, которую повторяют в фильме

“Никто прежде своей смерти не может быть назван счастливым” (Μηδένα προ του τέλους μακάριζε) – об этой фразе идёт речь. Возможно, критикам не понравилось то, что эта фраза не вплетена в сюжет должным образом. Она звучит в фильме скорее декоративно, никак не отражаясь смыслово, не отражая греческой истории о царе Крёзе.

В древнем мире жил царь Крёз, он был несметно богат и богател каждый день, что делало его очень счастливым. Однажды в его владения прибыл афинский политик, философ, поэт и мудрец Солон. Царь показал политику свои богатства, похвастался всем, что у него есть, и спросил мнения Солона, кто самый счастливый человек на белом свете. “Самым счастливым человеком, которого я когда-либо встречал, был афинский царь по имени Телл. Он вырастил хороших и достойных сыновей, дожил до рождения детей своих детей. Жизнь его завершилась славной смертью. Он сражался и погиб как настоящий воин, за что афиняне похоронили его с честью и славой”, - ответил Солон. И он не собирался называть Крёза счастливым, рассказав ему ещё одну историю братьев из Аргоса, Клеобиса и Витона. Они, вместо волов, впряглись в повозку и доставили свою мать в храм, который находился очень далеко от их дома. Крёз рассердился на Солона, сам спросил напрямую, как же он сам, его Солон считает ли счастливым. И Солон ответил этой краеугольной в Ava фразой: “Никого нельзя назвать счастливым прежде его смерти. Большое богатство не делает человека более счастливым”.

Смысл высказывания мудреца сводится к тому, что не нужно излишне гордиться материальными благами, важно понимать, что в финале жизни можно судить, насколько счастлив был жизненный путь. А в фильме такого вывода нет. У меня его не получилось сделать. Получилось вывести только то, что я рассказала выше.

Ещё положительные стороны фильма

Несмотря на промашку с фразой (здорово, кстати, получилось бы), фильм построен неплохо. Зрителя погружают в мир Авы сразу. Показывают её манеру работы. Она бунтарка и нарушительница протокола. Вместо мгновенного устранения цели, она начинает с ней говорить. При этом её собранность со школьных времён сохраняется, она очень внимательна и всегда опережает действия своего противника.

По большей части в фильме хорошо построены сцены, сценарный супервайзер отследил все ошибки, чтобы их не допускать. Например, в самом начале в диалоге между объектом и Авой в джипе. Я наблюдала их движения глаз и повороты головы, и в целом это было довольно грамотно.

Включение разных мелочей в сюжет – затяжной взгляд на мини-бар, ошибка на задании, отношения с матерью – объясняются быстро, то есть на произвол судьбы эти вещи тут не бросают. Да, всё это выглядит наивно, шаблонно, возможно, даже скучно, и хочется задать вопрос авторам, зачем вы это сделали, а актёрам – как вы тут оказались, но на фоне святой простоты игра актёров тут на высоком уровне. Это их работа, они выполняют её хорошо несмотря на то, что фильм проходной.

Это продюсерский проект Джессики Честейн (её компании Freckle Films). Уже второй, который я смотрю за короткий период времени. Первый был “Код 355”. Объединяет эти фильмы женская сила. Мне кажется, Джессика Честейн взялась за этот фильм, чтобы очередной раз показать то, что женщина способна противостоять системе. Если в первом примере там была команда из нескольких женщин, каждая из которых выполняла определённую функцию, то в этом примере воительница одна – против мужчин. То есть, в принципе, и эта история не новая, но всё же напомнить о равноправии хочется всегда.

А поскольку она продюсер, то позволила себе передать привет своему другу по актёрскому цеху Оскару Айзеку, включив в досье своей героини Guatemala Service Mission. Этот пункт входит во внеклассную деятельность Авы Фолкнер. Видимо, она проходила практику в представительстве Гватемалы в какой-нибудь стране.

Интересный факт из истории создания фильма

Изначально фильм назывался “Ева” (Eve), а режиссёром планировался Мэтью Ньютон (Matthew Newton), который также написал сценарий.

Его заменил Тейт Тейлор из-за скандала, связанного со слухами об агрессии со стороны Ньютона в адрес женщин. А название заменили на Ava.

В дополнение к обвинениям он признал себя виновным и в нападении на Брук Сатчвелл, свою тогдашнюю подругу. Джессике Честейн тоже досталось, её как ярую сторонницу движения Me Too, обвинили в лицемерии за то, что она работала с Ньютоном.

Тейт Тейлор уже работал с Джессикой Честейн на проекте 2011 года “Прислуга”, который привёл к тому, что Честейн получила номинацию на Oscar в категории "Актриса второго плана".

***

Заметка о фильме "Код 355" на КиноПоиске:

a_sundra - Рецензия на фильм: Код 355

***

Для архива. Рецензия на фильм с сайта RevistaBula. Понравился разбор:

Filme com Jessica Chastain e John Malkovich, na Netflix, vai tirar seu fôlego por 96 minutos