Организация и проведение ролево-игрового проекта «Современная детская проза» при участии творческих групп «Читатели-подростки», «Читатели-взрослые», «Писатели», «Педагоги» поможет охватить сразу несколько произведений современной прозы для подростков и показать их ценность (или псевдоценность) с разных точек зрения: с точки зрения взрослого читателя и читателя-подростка, педагога и глазами собственно писателей. Такая проектная деятельность может проходить в виде конференции, телешоу, а учитель может взять роль ведущего.
Введение в проект, как обычно, начинается со слов учителя о том, что современная литература предлагает широкий выбор книг, адресованных писателями подросткам.
«Интерес исследователей к «подростковой» теме, – продолжает учитель, – обусловлен тем, что подростковый возраст является, начальным, наиболее сложным и драматическим процессом формирования человека, этических основ его личности. Вместе с тем книги, раскрывая путь нравственного созревания юного человека, выверяют важнейшие проблемы духовной жизни своего времени и своего общества, говоря словами О.В. Виноградовой, «сквозь призму бескомпромиссного мировосприятия подростка осмысляют нравственные ценности современного бытия»
Далее учитель предлагает на основе прочитанных книг для подростков найти в них отражение «болевых точек» современной действительности. Чтобы выполнить это задание, учитель предлагает ответить на вопросы, которые могут быть сформулированы следующим образом.
1. Вопросы для группы «Читатели-подростки»:
- Что вы знаете о психологических особенностях подросткового периода?
- Как проявляется психология подросткового периода в образах Ритки («Три твоих имени»), Саманты («Прежде чем я упаду»), в учениках Марсем или в героях других произведений, прочитанных вами?
- Узнаваемы ли герои-подростки в произведениях? узнали ли вы в них себя, своих друзей, одноклассников? Если да, то по каким чертам характера (если приводите пример из жизни, не называйте имен и фамилий одноклассников из соображений этики).
- Раскройте особенности речи героев-подростков. Отличаются ли они от речи других героев?
2. Вопросы для группы «Читатели-взрослые»:
- Чем, по вашему мнению, отличается взрослый человек от подростка?
- Какие черты характера должны быть сформированы у взрослого? Сформированы ли они у взрослых героев произведения? Какие черты вам понравились, какие смутили, какие вызвали негодование?
- Представьте, что ваша дочь или сын просят у вас почитать книгу. Какую книгу современных писателей для подростков вы бы рекомендовали, есть ли какое-либо произведение, которое вы бы не разрешили читать? Почему?
- Как мир взрослых оказывает влияние на формирование личности?
3. Вопросы для группы «Писатели»:
- Почему героями ваших произведений стали подростки? Какие проблемы современного общества на примере их жизни и мироощущения вы хотели раскрыть?
- Каковы, на ваш взгляд, критерии книг для чтения подростков? Все ли книги, вышедшие под тегом «для подростков» можно действительно рекомендовать для их чтения? почему?
- Тяжело ли писать о современном подростке? Если бы вы писали о подростке середины ХХ века, о чем была бы ваша книга?
4. Вопросы для группы «Педагоги»:
- Трудно ли изучать в школе произведения современных писателей?
- В произведении М.Аромштам «Как дневник. Рассказы учительницы» есть такие строки: «У Януша Корчака есть повесть «Король Матиуш на необитаемом острове»: ее главный герой оказывается в тюрьме, где заключенные каждый день с утра роют яму, а на следующий день эту же самую яму закапывают. Такое вот наказание – жестокий бессмысленный труд. Вот этому – ощущению бессмысленного труда – надо противостоять всеми силами». Почему по сути в педагогической литературе писательница затронула тему бессмысленного труда? Какое средство предлагает писательница, чтобы противостоять данному ощущению?
- Опишите образ идеального современного педагога.
Отметим, чтобы урок-проект прошел оживленно и интересно, важно, чтобы в каждой группе были учащиеся, которые прочитали разные книги для подростков.
Таким образом, на одном уроке учащиеся обращаются к разным писателям и разным произведениям для подростков. Они анализируют их и с точки зрения современного подростка, и с точки зрения взрослого, а также самого писателя и педагога. Все это способствует тому, что учащиеся примеряют на себя разные роли, открывают для себя, что разные люди могут думать и воспринимать произведение, а значит, и жизнь по-разному.
Организация ролево-игрового проекта построена на самостоятельном выборе книг для чтения подростками, ребята одной группы делятся между собой впечатлениями о прочитанном, чтобы потом совместно ответить на поставленный вопрос. Роль учителя сводится к тому, что он предлагает список книг для чтения и проблемные вопросы для размышления. Конечно, при необходимости он дает консультацию, однако большое внимание уделяется именно самостоятельной деятельности учащихся.
Уместно процитировать Конфуция: «Когда благородный муж учит и воспитывает, он ведет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, указывает путь, но позволяет ученику идти самому. Поскольку он ведет, а не тянет, он пребывает в согласии с учеником. Поскольку он побуждает, а не заставляет, учеба дается ученику легко. Поскольку он лишь открывает путь, он предоставляет ученику возможность размышлять». На наш взгляд, именно такое учение и воспитание происходит в процессе реализации данного проекта.