Найти тему
Журнал «Фотон»

Ультраимпериализм невозможен, но, однако он был. Спор Ленина и Каутского не так однозначен

В своих материалах мы часто используем термин, «ультраимпериализм», который понимается по-разному. Среди марксистов он считается неверным и даже ложным, потому как связан с идеями Карла Каутского, достаточно известного оппортуниста. Он подвёл под это понятие свою теорию, которая действительно очень сильно расходится с марксистским миропониманием. В ответ на это Ленин посвятил разбору положений Каутского часть из своей фундаментальной работы «Империализм как высшая стадия капитализма» и отдельной статьи «Пролетарская революция и ренегат Каутский».

Если вкратце, то подход Каутского заключался в том, что рано или поздно из-за распрей внутри буржуазных стран образуется одно государство, которое сможет навязать свою волю всему миру. Постепенно подавляя субъектную волю других буржуазий, ультраимпериалистическая буржуазия этой страны рано или поздно станет полновластным гегемоном и у неё не останется сопротивления. Будет образован единый центр буржуазного мира и рано или поздно противоречия внутри капитализма перейдут на принципиально новый уровень. Постепенно, со снижением конкуренции, буржуазия сама начнёт строить новый мир по социалистическому пути развития, и потому вести борьбу против класса эксплуататоров бессмысленно и даже вредно.

Естественно, такая концепция Каутского резонно встретила отпор со стороны Ленина. Представление, согласно которому буржуазия, дорвавшись до власти, сама собой начнёт преобразования в сторону социализма, попросту смехотворно. Они не для того борются с конкурентами, не для того разрушают целые неугодные государства, чтобы впоследствии отказаться от статуса и власти, чтобы подарить обществу лучший мир. Ленин и подчёркивает это в выводах по теории Каутского:

«В каких странах, при каких национальных особенностях того или иного капитализма будет применено (исключительно или преимущественно) то или иное ограничение, нарушение демократии для эксплуататоров, это — вопрос о национальных особенностях того или иного капитализма, той или иной революции. Теоретический вопрос стоит иначе, он стоит так: возможна ли диктатура пролетариата без нарушения демократии по отношению к классу эксплуататоров?
Каутский именно этот, теоретически единственно важный и существенный, вопрос обошёл. Каутский приводил всякие цитаты из Маркса и Энгельса, кроме тех, которые относятся к данному вопросу и которые приведены мной выше.
Каутский разговаривал обо всем, что угодно, обо всем, что приемлемо для либералов и буржуазных демократов, что не выходит из их круга идей, — кроме главного, кроме того, что пролетариат не может победить, не сломив сопротивления буржуазии, не подавив насильственно своих противников, и что там, где есть «насильственное подавление», где нет «свободы», конечно, нет демократии».

Критика Ленина полностью нивелировала теорию Каутского, и она оказалась забытой. Однако после развала СССР выяснилось, что некоторые положения теории ренегата всё-таки оказались верны. Действительно, после Второй Мировой войны буржуазным государствам пришлось объединиться в единый блок для противостояния социалистическому лагерю. И действительно, в условиях нарастания напряжения, этому блоку потребовался лидер, которым стали США. Они и превратились в своеобразного ультраимпериалиста, который имел неограниченное влияние на своих сателлитов и имеет до сих пор.

-2

В этом отношении теория Каутского оказалась верна, однако ни он, ни Ленин не могли предвидеть всех хитросплетений 20 века. Каутский, скорее, угадал, что может свершиться подавление одним буржуазным государством других, но при каких обстоятельствах и на какой срок - он сказать не мог. Его теория о постепенном перетекании капитализма в коммунизм через стадию ультраимпериализма проверку практикой не прошла. Действительно, оказавшись на вершине рыночного олимпа, США не стали вкладываться в производство и постепенно повышать уровень жизни общества. Они сконцентрировали свои силы для борьбы с СССР, а после победы пировали на костях, ввергая мир в тотальный кризис. Поэтому в вопросе перехода от капитализма к коммунизму прав был Ленин, это настоящими марксистами, в общем-то, и не оспаривается.

Каутский оказался частично прав на близкой перспективе, Ленин оказался прав стратегически. Сиюминутное в рамках истории объединение буржуазного мира под лидерством США действительно имело место быть, потому и ультраимпериализм мы можем считать состоявшимся. Однако присущие капитализму противоречия расшатали эту систему и привели к расколу буржуазного мира на антагонистические блоки, что чревато новой мировой войной. И только взяв власть в руками народа можно остановить бессмысленные бойни и начать строить мир, который будет служить всему обществу, а не отдельным его представителям. Ленин это уверенно доказал, интересующиеся могут обратится к его работам, пока они ещё находятся в открытом доступе.

Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. Также подписывайтесь на нашего Телеграм-бота https://t.me/foton_editorial_bot

#фотон #общество #политика #ультраимпериализм #Ленин #Каутский