Найти в Дзене
Изучая психологию

Увидеть мир глазами другого

За последние дни я два раза наткнулась на упоминание одной книги - Томаса Куна «Структура научных революций». В ней автор исследует историю развития науки и говорит, что для смены научных парадигм (и вообще оказывается слово «парадигма» придумал именно Томас Кун) нужна смена мышления. То есть, например, ньютоновская физика была отражением именно ньютоновского взгляда на мир, она господствовала в науке в то время, когда учёные видели мир также, как он. Эйнштейн увидел его по-другому, и появилась теория относительности. Мне кажется, это прекрасный пример того, как многолик наш мир. Можно смотреть на него разными глазами и видеть разное, и то, что увидит каждый, будет правдой. Об этом писал Жан Пиаже, когда наблюдал детей разных возрастов и отмечал, какое разное у них восприятие мира. Об этом курсы и интенсивы Гордона Ньюфелда - о том, как увидеть другими глазами своих детей и понять, что они видят мир иначе, чем мы.  Хотя может казаться привычным, что у взрослых, в отличие от детей, п

За последние дни я два раза наткнулась на упоминание одной книги - Томаса Куна «Структура научных революций». В ней автор исследует историю развития науки и говорит, что для смены научных парадигм (и вообще оказывается слово «парадигма» придумал именно Томас Кун) нужна смена мышления. То есть, например, ньютоновская физика была отражением именно ньютоновского взгляда на мир, она господствовала в науке в то время, когда учёные видели мир также, как он. Эйнштейн увидел его по-другому, и появилась теория относительности.

Мне кажется, это прекрасный пример того, как многолик наш мир. Можно смотреть на него разными глазами и видеть разное, и то, что увидит каждый, будет правдой.

Об этом писал Жан Пиаже, когда наблюдал детей разных возрастов и отмечал, какое разное у них восприятие мира. Об этом курсы и интенсивы Гордона Ньюфелда - о том, как увидеть другими глазами своих детей и понять, что они видят мир иначе, чем мы. 

Хотя может казаться привычным, что у взрослых, в отличие от детей, примерно одно понимание окружающей действительности, тем не менее, даже мы взрослые видим мир также по-разному. И это бывает сложно осознать. Сложно выйти из своего «видения», проникнуть в голову другого человека и увидеть мир его глазами и чувствами. В психологии это называют «субъективная реальность человека».

Мне кажется, уметь видеть мир глазами своего клиента - это одно из важнейших качеств психолога. Об этом писал Карл Роджерс. Это умение напрямую влияет на искренность или, как он это называл - конгруэнтность психолога внутри сессии. 

Я пока не знаю, будет ли достаточно одного этого для успешной работы. Скорее всего, нет. Нужно ли направлять клиента? Советовать, помогать? Ведь с советами легко уйти в морализаторство и формирование посыла, что с человеком что-то не так. Но зато пока что я точно знаю, что НЕ хочу работать - это как Зигмунд Фрейд из этого отрывка:

«Психиатр Рой Гринкер описал мне случай, произошедший во время его психоанализа с Фрейдом, когда собака Фрейда, всегда присутствующая во время терапии, в разгаре сеанса направилась к двери. Фрейд поднялся и выпустил ее наружу. Несколькими минутами позже собака стала скрестись в дверь, чтобы зайти снова. Тогда Фрейд поднялся, открыл дверь и сказал: «Видишь, он не мог слушать весь этот сопротивляющийся бред. Теперь он пришел обратно, чтобы дать тебе еще один шанс».

Тем не менее наверное какое-то вмешательство допустимо. Как совместить его с принятием и сочувствием? Будет интересно в этом разобраться.

Ещё вспомнила по этой теме интересный пример из книги Ирвина Ялома «Дар психотерапии»:

«Десятилетия назад я принимал пациентку с раком груди. Во времена своей молодости она находилась в долгой, мучительной борьбе со своим тираническим отцом. Стремясь к примирению, к новому свежему началу в их отношениях, она с нетерпением ждала, когда отец повезет ее в колледж на машине — тогда она могла бы побыть с ним наедине в течение нескольких часов. Но столь долго ожидаемая поездка обернулась катастрофой: ее отец был в своем репертуаре, долго ворча по поводу отвратительной, заваленной мусором речушки в стороне от дороги. Она же, с другой стороны, не видела никакого мусора в этом прекрасном чистом сельском потоке. Она не нашлась, что ответить, и, в конце концов, погрузившись в молчание, они провели остаток пути, не глядя друг на друга.

Позже, она ехала той же самой дорогой одна и была поражена, заметив, что там было две реки — по одной на каждой стороне дороги. «На этот раз я вела машину, — сказала она печально, — и река, которую я видела из окна со стороны водителя, была именно такой безобразной и загрязненной, какой ее описал мой отец». Но к тому времени, когда она научилась видеть мир из окна своего отца, было слишком поздно — он уже скончался.

Эта история запомнилась мне, и во многих случаях я повторял себе и моим студентам: «Смотрите из окна другого. Попытайтесь увидеть мир таким, каким его видит ваш пациент». Женщина, поведавшая мне об этом случае, умерла через некоторое время от рака груди, и я сожалею, что не могу рассказать ей, сколь полезной была ее история для меня, моих студентов и многих пациентов в течение многих лет».

Умение увидеть «из другого окна» это, как я понимаю, и есть интеграция по Ньюфелду, то есть плод психологического развития, умение чувствовать одновременно эмоции другого человека и свои собственные. Получается, психолог для успешной работы должен быть сам в какой-то мере психологически зрелым человеком, чтобы иметь возможность помочь клиенту в его субъективной реальности.