Найти тему
МИР (Море История Россия)

Первые погибшие корабли на ЧФ. Невезучее имя "Быстрый"

Есть корабли с невезучими именами, а, моряки народ суеверный. Вот взять, к примеру "Орел". Сколько было кораблей, все закончили... как-то не так. С "Быстрым" тоже как-то не очень сложилось. Был "Быстрый", который стал "Фрунзе", тот погиб в начале войны.

На ТОФ тоже был "Быстрый" проекта 956. Тоже ЧП случилось. Хотя... додумываю я эту "логическую цепочку", нет здесь никакой закономерности, случайность все это, ибо списали тот "Быстрый " только в 2021 году.

Если бы не подвиг нашего моряка.... Кто знает, может, пошла бы дурная слава про имя "Быстрый". А, дело было так...

24 сентября 2010 года, когда весь экипаж эсминца находился на борту и готовился к боевому походу из порта Фокино на Камчатку, Алдар и четыре его сослуживца заступили на вахту. В 4 часа 03 минуты в машинном отделении корабля неожиданно раздался тонкий свист, сразу же после этого последовал хлопок - в машинном отделении прорвался топливный трубопровод. Возник пожар по причине того, что горючее попало на светильник и вспыхнуло. Матросы стали экстренно выводить из работы энергоустановку. Алдар понимал, что если не перекрыть вентиль топливопровода будет большая беда. В ту же секунду он кинулся в эпицентр пожара и перекрыл вентиль, на это ему понадобилось всего 9 секунд. Корабль и экипаж были спасены. Алдар в тяжелейшем состоянии был доставлен в госпиталь Тихоокеанского флота во Владивостоке с ожогами 99% тела. Врачи четыре дня боролись за его жизнь, но слишком тяжелые травмы получил Алдар, спасти его не удалось, 28 сентября 2010 года его не стало.

Был и другой "Быстрый", и речь пойдет на сей раз, опять о первых кораблях, погибших в годы войны на ЧФ. Начало войны эсминец 2-го дивизиона, построенный по проекту 7, по имени "Быстрый" встретил в ремонте.

Во второй дивизион на тот момент входили:

-лидер «Ташкент» (капитан 3 ранга В.Н.Ерошенко),

-«Быстрый» (капитан 2 ранга С.С. Сергеев),

-«Бодрый» (командир капитан 3 ранга В.М.Митин),

-«Бойкий», (капитан 3-го ранга Георгий Федорович Годлевский).

-«Безупречный» (командир капитан 3 ранга П.М.Буряк),

-«Беспощадный» (на тот момент капитан 3 ранга П.В. Глазовский).

При этом, «Ташкент» находился в Николаеве, на ремонте, в ходе которого устанавливалось артвооружение, эсминец «Быстрый» (командир капитан 2 ранга С.М. Сергеев) находился на ремонте, на заводе №201 в Севастополе.

Казалось бы, относительно новый корабль, и ремонт? Все просто: семерки, в отличие от "Умников" (7У) имели отечественные силовые установки, которые служили меньше "фирменных" "Парсонсов", и ресурс Харьковского ГТЗА-24 достаточно быстро вырабатывался. Эсминец еще был на ходу, все остальное на севастопольском заводе 201 сделали, но оставалась силовая установка, а, ту делали только в Николаеве. А, потому...

28-29.06.1941г. было произведено траление Севастопольской бухты. Эсминец, 1 июля 1941 года вышел из Севастополя в Николаев, на ремонт. В 14.10 при проходе первой линии бонов (глубина 14-16 м) раздался мощный взрыв донной мины, выставленной немецким самолетом. Так выяснилось, что обычное траление против донных мин не эффективно. «Быстрый» затонул рядом с Константиновским фортом с креном 15 градусов. Над водой возвышались надстройки и часть полубака. В 15 часов вспыхнул вытекший мазут, который удалось погасить только вечером. Погибло 24 человека, ранено более восьмидесяти человек.

Утром 2-го июля к кораблю были направлены специалисты ЭПРОН, после чего, выяснилось, что нос корабля сидит на грунте на глубине 6 м, корма - на 12 м. 2.07.41г. с корабля сняли два 130-мм орудия, три 45-мм пушки 21К и дальномер. Дальше опять следует интересный момент. По официальной версии «…дальнейшим работам помешал разыгравшийся шторм. Командующий флотом вице-адмирал Ф.С. Октябрьский, осмотрев эсминец, определил его положение как безнадежное». Как то очень быстро командующий списал из флота боевой корабль. Но, вот что любопытно: по сводкам погоды флотской метеостанции, вся последующая за катастрофой декада отмечена хорошей погодой. Нет никакого шторма и в воспоминаниях специалистов, занимавшихся судоподъемом. 13.07.41г. эсминец был поднят и поставлен в док.

Его залатали и перевели в Килен-бухту, однако, 30 августа 1941г., в результате вражеского налета, эсминец был потоплен вторично. Несмотря на все попытки, в строй эсминец ввести не удалось. Окончательно его потопила немецкая авиация во время 3-го штурма Севастополя.

-2
-3
-4
-5
-6
-7