В феврале прошлого года на канале kin0guru вышла моя статья (ссылка внизу), о том как на примере советского минисериала "Голубка" не следует экранизировать хорошие книги. Как я выяснил недавно из газет, впервые его показали с 16 по 19 мая 1978 года по Первой программе ЦТ, но в силу возраста премьеру я конечно не помню - только песню "Твой поезд отходит", которая для меня является одним из ярких впечатлений раннего детства (но об этом я уже писал в отдельной статье из рубрики "Кино и песни").
Напомнить же про эту публикацию меня сподвигли дополнительные факты, а именно то, что я, оказывается, не одинок в своём мнении (хотя мои претензии не к постановке, как таковой, а к полному искажению авторского замысла). Уже через год после выхода на телеэкраны в ленинградском журнале "Аврора" за 1979 год рецензент написал следующее:
Телевизионный фильм «Голубка» оказался неудачей. Несмотря на обилие внешнего действия, в нём, по сути, мало что происходит. Сюжетные связи рвутся и путаются, в искусственных обстоятельствах молодые актёры слишком стараются держаться естественно, и эти старания скрыть не удалось. Главная героиня выглядит как фотография в газете при плохой печати — овал лица виден, однако черты его определить трудно.
Более определенно спустя десять лет, в 1990 году, высказался наиболее пострадавший - автор незаслуженно забытого ныне романа "Голубка" Анатолий Приставкин. В интервью "Советскому экрану" в ответ на замечание журналистки Евгении Тирдатовой, что эта "картина, мягко говоря, неважная" он заявил:
Очень плохая картина. В романе было личное, пережитое, а фильм Назарова … Ну, что делать? Был хороший сценарий. А режиссёр положил его себе под задницу и сочинил сценарий заново. Совершенно графоманский. Протестовали, просили снять имена из титров - целый скандал был. …Ни Леночка Проклова, никто не могли вытянуть эту картину…
Сама актриса тоже не осталась в стороне, сообщив несколько раньше - в 1988 году - о своем отношении к своей роли и фильму в интервью журналу "Телевидение и радиовещание":
Женя Голубкина из телефильма «Голубка»… Эту роль я люблю, хотя в целом фильм получился слабый — из-за драматургии.
Узнать же, что думал по поводу всего этого сам виновник - сценарист и режиссёр Владимир Назаров (в декабре этого года ему исполнилось бы 100 лет) журналисты постеснялись да и повода вероятно не было, так как три следующих его телефильма - "Линия жизни" (1981), "Право любить" (1985) и "Трава зелена" (1986) похоже, что событиями не стали. Но по возможности гляну.
(с) Albert Magnus специально для kin0guru