Как я уже писал в недавней статье про памятную с детства песенку "Твой поезд отходит", впервые та прозвучала в 4-серийном телефильме "Голубка". Премьера его состоялась в 1978 году (подробности тогда от меня ускользнули в силу малого возраста), а повтор только спустя 6 лет - весной 1984-го и то по второй программе, которую у нас в области начали вещать лишь через полгода. То есть и тогда не сложилось. Не частили с показами, мягко говоря.
Недавно в ютубе обнаружил этот, выражаясь современным языком, мини-сериал и наконец-то восполнил очередной пробел продолжительностью в четыре часа. В целом смотрибельно, хотя к шедеврам он даже близко не относится. Перед нами распространенный когда-то в соцстранах (а постепенно и добравшийся до Голливуда) жанровый эксклюзив на стыке мелодрамы и производственного кино, рассказывающий о строительстве в Западной Сибири очередной ГЭС и молодых его участниках. Много романтики, комсомольского задора с энтузиазмом, характерных для соцреализма. Даже хроникальные и псевдодокументальные съёмки присутствуют. Но обо всём по порядку.
Главная героиня в исполнении Елены Прокловой - москвичка Женя Голубева по прозванию Голубка - после окончания МИСИ с подругой Верой едет в вымышленный город Ярск, где уже работают старшие друзья по институту, включая уже бывшего жениха Веры - Гену Мухина. Не дождался он её - нашёл себе другую зазнобу, женился, теперь вот первенца ждут.
Без выяснения отношений само собой не обходится, но время лечит и Гена будет прощён! Потому что не может быть иначе - ибо перед нами просто замечательный человек! Мухин в представлении режиссёра Владимира Назарова - настоящий герой того времени: благородный, честный, со взором горящим, да к тому же гениальный инженер-новатор, постоянно предлагающий и внедряющий великолепные конструкторские решения для строительства плотины и т.п.
Телезрителя при этом не забывают окунать в технические детали, нисколько не задумываясь - а интересно ли это кому без профильного образования (мне - нет). Наконец передовика награждают орденом, от чего все вокруг просто счастливы!..
Нет, не тому сериалу дали название "И это всё о нём"!! И сняты ведь оба в один год...
Но вдруг нагрянула беда: Мухина в самом конце третьей серии убили! Тем не менее, появляется надежда, что хотя бы детективной интригой развеют царившее на экране прекраснодушие. Но увы, убийца найден за пять минут: им оказывается алкаш-самогонщик, случайно затесавшийся в стройные ряды строителей коммунизма. После чего ещё половину последней серии оставшиеся в живых герои рефлексируют на тему, какого парня потеряли...
На его фоне как-то и главная героиня померкла, а ведь это её история вообще-то заявлена в заголовке киноромана. Меж тем, Голубева ещё во второй серии горячо влюбилась в недавно назначенного инструктором горкома ВЛКСМ Виктора Смирнова, их чувство взаимно, они играют свадьбу, всё замечательно, пока у Жени в середине 4-й серии не возникают проблемы с сердцем... Дальше спойлерить не буду.
Общее впечатление - будто смотришь мыльную оперу с канала РТР, но с советским ретро-уклоном (такие нынче тоже в моде). Поэтому я ничуть не удивился, что восторженные отзывы в комментариях на ютубе оставлены в основном от зрительниц (судя по никам). И актрисы сплошь красавицы тех лет: помимо Прокловой, ещё Ольга Науменко, Нина Маслова и Наталья Гурзо. Ну стоит ли придираться?..
Впрочем, повод для возмущения у меня нашёлся другой. Как оказалось, сериал снят по одноимённому произведению Анатолия Приставкина. Того самого, что в годы перестройки получил известность благодаря эпохальныму роману "Ночевала тучка золотая", основанному на авторских воспоминаниях из детдомовского детства (в том числе о депортации чеченцев). Как же так, думаю! Неужели писатель прежде сочинял лакирующие действительность книжки об ударных стройках?! Не очень вяжется с поздней репутацией правозащитника и т.д...
И потому я решил познакомиться с первоисточником, благо, остались ещё кое-какие вопросы к сюжету.
Так вот, данная книга Анатолия Игнатьевича, написанная ещё в начале 1960-х, произвела на меня сильнейшее впечатление! Оказалось, что это острокритическое, с невероятным антипафосным посылом произведение НИЧЕГО общего по духу не имеет с телевоплощением, которое по сути самым оскорбительным образом извратило авторскую философию, сдвинув почти все акценты на прямо противоположные.
И то, что Приставкин числится в авторах сценария, на самом деле ни о чем не говорит, так как достаточно случаев, когда видение кинодраматургов не совпадало с режиссёрским. Вспомнить Тарковского или телефильм "Чародеи" (как бы по мотивам братьев Стругацких).
Допустим, что сатирические "инсинуации" в романе "Голубка" никто бы в изначальном виде не пропустил до телеэкрана или даже до стадии согласования, но зачем было тогда вообще огород городить браться за экранизацию. Этого я не пойму. И очень жаль, что уже не у кого спросить.
Как так вышло, что всё то фарисейство, которое обличал на страницах своей книги автор, спустя 15 лет стало генеральной линией? И основной антагонист - демагог Шварц, возглавляющий стройку, - в фильме уже предстаёт строгим и мудрым начальником по фамилии Шаров (играет привычный в этом амплуа Пётр Вельяминов)? И все доселе его негативные черты и фразочки лихо перекочевали к молодому, амбициозному инженеру Рахмаше - и без того мало положительному давнему знакомцу Голубки и Мухина.
А Генка-то в романе совсем не идеален, да и нечасто появляется. И в гибели его - от пули, прилетевшей не от "единственного" на весь город бузотёра со стажем, а от обычного пьяного недоумка - писатель от лица не успевшего заплыть жирком горкома комсомола винит руководство строительства, которому нет дела до того, чем занимается молодёжь на досуге. Именно публикация обличительной статьи на эту тему провоцирует дальнейший конфликт, а не то самоуправство в печати, каким режиссёр представил действия Смирнова в фильме.
Опять же по книге Виктор Смирнов на протяжении большей части сюжета тяготится навязанной ему комсомольской работой (в экранизации он вполне в своей тарелке), переживая острейший дискомфорт от того, что его любимая Голубка всё это время в тяжелейших условиях трудится инженером непосредственно на строительстве. И к этому прибавляется бытовая неустроенность, систематическая нехватка стройматериалов и техники, штурмовщина и прочее (тогда как в сериале проблемы все временные и одним махом решаются). Удивительно, как такая чуть ли не антисоветская книга была потом переиздана. Но лишь раз - я её читал в издании 1981 года.
Единственная, чей образ практически не пострадал, это сама Женя Голубева (и в этом есть наверно заслуга Елены Прокловой) - она такая же трудолюбивая до фанатизма, восторженная и влюблённая. Тем горше было читать финальный эпизод книги, который в конце 1970-х по определению не мог попасть в киноверсию.
3/5
(c) Albert Magnus специально для kin0guru
#забытое кино от kin0guru #тайны кино от kin0guru