Найти в Дзене
Cinema Ripper

Висконти «Гибель богов». Несколько фильмов о европейском нацизме.

Начнем с того, что фильмы Висконти вообще очень трудны в восприятии, а «Гибель богов» особенно. Это вам не псевдо-реалистическая жвачка Спилберга или там Майкла Бэя. Поздний фильм Висконти это даже не притча, это такая яркая метафора – высказывание, отражающая, кроме собственных Висконти представлений, еще общеевропейский образ на пике ее, Европы, предпоследнего мракобесия, причем поданная очень своеобразным авторским языком. Это именно метафора, хоть и протяженностью два с половиной часа, производит впечатление очень динамичного и монолитного зрелища, подобного оперному или балетному представлению. Этот фильм вообще не имеет отношения к исторической хронике, просто некоторые исторические эпизоды начала 30х годов, произвольно замешаны на теории Фрейда и античных мифах. История семьи немецких аристократов-промышленников, в декорациях погружающейся в нацизм Европы, это не проекция какой-то определенной аристократии и даже не отдельно взятого немецкого общества, это проекция Европы в цело

Начнем с того, что фильмы Висконти вообще очень трудны в восприятии, а «Гибель богов» особенно. Это вам не псевдо-реалистическая жвачка Спилберга или там Майкла Бэя. Поздний фильм Висконти это даже не притча, это такая яркая метафора – высказывание, отражающая, кроме собственных Висконти представлений, еще общеевропейский образ на пике ее, Европы, предпоследнего мракобесия, причем поданная очень своеобразным авторским языком. Это именно метафора, хоть и протяженностью два с половиной часа, производит впечатление очень динамичного и монолитного зрелища, подобного оперному или балетному представлению.

-2

Этот фильм вообще не имеет отношения к исторической хронике, просто некоторые исторические эпизоды начала 30х годов, произвольно замешаны на теории Фрейда и античных мифах. История семьи немецких аристократов-промышленников, в декорациях погружающейся в нацизм Европы, это не проекция какой-то определенной аристократии и даже не отдельно взятого немецкого общества, это проекция Европы в целом. Европы давно распрощавшейся со своим патриархальным укладом, что Висконти отразил еще в «Леопарде», прошедшей период декаданса и практически готовой к катарсису. Не зря, в начале и конце картины, идут кадры горячих сталеплавильных цехов, как образ готового к переплавке, совершенно негодного общества.

-3

Сюжет фильма довольно прост, хотя с самого начала довольно трудно разобраться в мотивации многочисленных персонажей. Однако уже к началу второго эпизода, становится понятно, что среди героев эпоса, положительных персонажей нет, от слова. Движущей силой представителей элиты, становятся тщеславие, алчность, трусость, похоть и все они готовы перегрызть друг другу глотки, не останавливаясь перед самым низким предательством. Надо сказать, что почти все эпизоды картины предельно тошнотворны и своей эстетикой, лично мне, совершенно чужды. Это как прообраз современного западного тренда про «эстетику отвратительного», правда в исполнении Висконти, имеющий сугубо прикладное значение.

-4

Короче, все эти многочисленные и разнообразные европейские извраты смотрятся довольно дико, трудно даже сказать, ассоциировал Висконти это все, условно, с нацизмом гитлеровским, или предчувствовал скорое пришествие «информационного фашизма» или по другому, «неолиберализма». При том что и сам он был и аристократом и «дегенератом», троцкистом. Да что там говорить, в 1969 году подобные сцены вызвали довольно противоречивую реакцию даже в западной Европе, не говоря о Союзе, хотя в целом, идеологически фильм был откровенно прокоммунистический. Этот вопрос довольно интересно раскрывает смещение в понимании политической шкалы, европейском и нашем.

В заключение надо сказать, что «Гибель богов», как сейчас говорят, «знаковый фильм», он оказал огромное влияние на кинематограф 70х. Потом уже были и «Конформист», и «Ночной портье», и «Оранжевый солдат», и «Сало».

-5

Верховен «Черная книга»
Кавани «Шкура»
Висконти «Гибель богов»
Бертолуччи «Конформист»
Три фильма о движении сопротивления