Все в мире снова темно и грозно.
Как докричаться до глав правительств?
Договоритесь – ещё не поздно!
Пока не поздно – договоритесь!
Помните эти строчки? Может показаться, что это стихотворение – совсем новое, написанное в 2022 году. Но нет. На самом деле оно родилось больше сорока лет назад.
В 1979 году, когда началась война с Афганистаном, автор этого стихотворения, Юлий Ким (он же Ю. Михайлов), обещал себе и друзьям, что обязательно напишет что-нибудь в защиту мира во всём мире.
Впрочем, бороться за мир Юлий Ким начал ещё раньше, во времена Карибского кризиса. Как все мы помним (забудешь такое!), в 1962 году, после того как Советский Союз разместил на Кубе ракеты, ситуация в мире обострилась до крайности, и планета замерла в ожидании ядерной войны. Именно в то время Юлий Ким написал своё первое драматическое стихотворение на тему ядерной катастрофы и апокалипсиса.
Стихотворение называлось «Министр». Как объяснял Ким в одной из своих статей, в нём рассказывалось о сошедшем с ума американском министре, который, сидя в дурдоме, жмёт на воображаемые кнопки, пытаясь атаковать СССР. Жуткое зрелище, правда?
В поисках этого стихотворения я обшарила весь интернет, но найти его не получилось. Вероятно, потому что Карибский кризис счастливо разрешился, люди вздохнули с облегчением и напрочь забыли о «Министре».
После этого почти двадцать лет все жили достаточно спокойно, и стихи о ядерных катастрофах никому не были нужны, пока не вспыхнула война в Афганистане. Международная атмосфера снова накалилась.
Тогда и родились эти строчки:
Все в мире снова темно и грозно.
Как докричаться до глав правительств?
Договоритесь – ещё не поздно!
Пока не поздно – договоритесь!
Мы понимаем – это трудно, очень трудно.
Мы понимаем – наша песенка наивна:
Наверно, легче сдохнуть обоюдно,
Чем хоть раз довериться взаимно.
Мы понимаем: слишком много генералов,
Которых не переучить на почтальонов.
Мы понимаем: ради высших идеалов
Необходима гибель низших миллионов.
Мы понимаем... Но как же дети?
За что же дети – обречены?
Нет ничего на белом свете,
Что может стоить такой цены…
На самом деле, это не отдельное, самостоятельное произведение, а финальная часть пьесы в стихах под названием «Ной и его сыновья».
Причём Ной в пьесе был отнюдь не библейским Ноем, а Генеральным секретарём ООН по фамилии Таммер. По сюжету Таммер принёс в жертву своих сыновей, чтобы спасти мир от ядерной катастрофы.
Не очень понятно, почему Ким решил провести параллель между своим персонажем и библейским Ноем. Ведь Ной-то сыновей в жертву не приносил, и они, что называется, жили долго и счастливо. По-моему, логичнее было бы сравнить Таммера с библейским Авраамом, который готов был пожертвовать своим сыном Искааком. Впрочем, автору виднее.
Какое-то время эта пьеса с успехом шла в театре Станиславского. Однако через несколько лет война закончилась, вновь наступила разрядка, и спектакль потерял свою актуальность. Сейчас его почти никто не помнит.
Это и понятно. Есть стихи на вечные темы. Они нужны людям всегда. А есть другие стихи, которые становятся нужными только в определённое время. Именно ко второй категории и относится трогательное, пронзительное и даже отчаянное стихотворение Юлия Кима. И сейчас такой период, когда эти стихи получили второе дыхание
Все утверждают, что история циклична. Если посмотреть на события прошлого, то можно увидеть, что за чёрной полосой всегда шла белая, а за витком напряжённости – разрядка.
А пока давайте вместе с Кимом скажем: договоритесь – ещё не поздно!
Друзья, вам понравилось это стихотворение? А вы слышали про спектакль «Ной и его сыновья»?
Если нравится статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Еленинка». Будем дружить! :) Ваша Елена Пальванова