10 октября 1875 года умер Алексей Константинович Толстой - разносторонне одарённый автор, переводчик, один из трёх главных Толстых русской литературы.
Многим он известен как автор лирических стихотворений, на тексты которых написаны романсы: “Средь шумного бала, случайно…”, “Колокольчики мои”, “Коль любить, так без рассудку…”, “Горними тихо летела душа небесами…” и многие другие. Разные источники насчитывают от 70 до 80 таких текстов.
Другие читатели вспомнят Толстого как соавтора, пожалуй, самой известной маски нашей литературы - Козьмы Пруткова. Этот высокомерный бюрократ был не просто именем - он имел подробную биографию и даже портрет, после официального сообщения о его смерти публиковались некрологи. В пользу невероятной цельности его образа говорит то, что его “биография” издана в серии “Жизнь замечательных людей”.
Козьма Прутков в своей язвительной манере писал басни, стихотворения, пародии, эссе, драматургию, где сатирически обыгрывал литературные штампы в общем, и даже некоторые произведения своих “отцов”.
От него нам досталось несколько известных афоризмов, среди которых “что имеем — не храним; потерявши — плачем” и “если хочешь быть счастливым, будь им”. Чего и вам желаю.
Но в качестве совета для почитать я бы хотела обратиться к произведениям Алексея Константиновича Толстого на тему русской истории.
В отличие от большинства современников, он не имел чётких политических взглядов: не был ни славянофилом, ни западником. В произведениях чаще обращается к идеалу домонгольской Руси и новгородских порядков, особенное внимание уделяет праву на власть лучших представителей боярских родов. Не всегда жалует современность, но при этом приходится другом детства императору Александру II (снова посредством хлопот Жуковского, и здесь он).
Многие знают его сатирическое стихотворение “История государства Российского от Гостомысла до Тимашева” - бодренький ироничный пересказ русской истории. Очень рекомендую к прочтению, но прошу не воспринимать слишком всерьёз.
А действительно всерьёз Толстого интересовала эпоха Ивана Грозного. Начинается это с романа “Князь Серебряный” - немного наивной, местами мелодраматичной истории о благородном герое, который пытается жить согласно своим представлениям о чести и справедливости во времена опричнины. Роман этот я бы отнесла к лёгкому чтению: он наполнен событиями, авантюрными поворотами, любовной драмой, своеобразным рыцарским духом образца XVI века. Неплохое чтение для любителей таких текстов.
"Князя Серебряного" можно считать предисловием к гораздо более серьёзной работе с историческим материалом, которая позже вылилась в драматическую трилогию: "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Фёдор Иоаннович" и "Царь Борис". И вот эти произведения я рекомендую к прочтению с гораздо большим энтузиазмом.
На первый взгляд, для большинства читателей они звучат не очень заманчиво: трагедии в стихах, тяжеловесные, психологические тексты с большим количеством персонажей и широким историческим контекстом. И дело здесь не только в нашем времени: ещё при жизни Толстого зритель уже привык к прозаическим драмам Островского и Сухово-Кобылина. Так что форма трилогии выглядела довольно устаревшей.
Но это только на первый взгляд. Их ритмичная стихотворная форма при удивительном таланте автора делает текст живым, лёгким для чтения. Перед нами далеко не привычная своей однозначностью классицистическая трагедия с хорошими и плохими героями. Наравне с традиционной темой власти, здесь не менее важны психологические портреты героев, их внутренние противоречия, в исследовании которых автор достигает большого искусства.
Итак, кратко, о чём же эта трилогия. Первая часть - “Смерть Иоанна Грозного” - завершает линию царя, начатую романом “Князь Серебряный”. Иван IV в конце жизни оказывается наедине с разрушающимся государством. Бояре помочь ничем не могут: они или казнены, или боятся, или заняты интригами вокруг выбора будущего наследника. Особое внимание советую обратить на замечательную символическую сцену игры в шахматы.
Одновременно здесь мы наблюдаем рождение сквозной для трилогии линии Бориса Годунова - самого неоднозначного персонажа этих трагедий. С одной стороны, он - типичный представитель интригующей элиты своего времени. К тому же Толстой, вслед за Карамзиным, берёт за основу сюжета предположение о вине Годунова в смерти царевича Дмитрия (доказательств которой у историков нет) как наиболее интересную с художественной точки зрения.
С другой стороны, перед нами - несостоявшийся предшественник Петра I, реформатор и просветитель. Его мучит память о монгольском нашествии и утерянном рае первых веков истории Руси (как, вспомним, и самого Толстого). Все эти благородные идеи Годунов пытается использовать в качестве самооправдания, но итог всем известен.
Третий важный герой, сын Ивана IV, раскрывается во второй части трилогии - трагедии "Царь Фёдор Иоаннович". Лично мне он издалека напоминает бездействующих героев чеховских драм (с большими оговорками). Именно пассивность заглавного персонажа запускает цепь конфликтов, приводящих к трагическому финалу.
Я не случайно вспомнила о Чехове, так как связь здесь есть в том числе и историческая. Как я писала ранее, в его судьбе решающую роль сыграло создание МХАТа. Интересно, что наравне с “Чайкой” для премьерного сезона нового театра была выбрана трагедия “Царь Фёдор Иоаннович”. Две эти пьесы принесли неизвестной труппе невероятный успех и надолго стали визитной карточкой театра.
И завершает эту историю третья трагедия - “Царь Борис”. Здесь разрешаются все намеченные ранее линии и в который раз теряется надежда оправдать насилие высшими целями.
Я сознательно не хочу чересчур углубляться в рассуждения о драматической трилогии, цель здесь - только дать общее представление в надежде, что она сможет заинтересовать читателя.
И в качестве завершения интересный факт. Алексей Константинович Толстой долгое время воспитывался в доме своего дяди, Алексея Алексеевича Перовского, известного под псевдонимом Антоний Погорельский. Именно для своего племянника он написал одну из моих самых любимых книг детства - “Чёрная курица, или Подземные жители”, которую называют одним из первых русских авторских произведений для детей.