В 21 главе Евангелия от Луки Иисус говорит о многих грядущих скорбях. В завершении описания трагических событий Господь делает следующий вывод: для верующих людей это должно стать временем некого возвышенного и вдохновенного состояния.
«Когда же начнёт это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше. И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья: когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето. Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие» (Евангелие от Луки 21:28-31).
Основанием такого состояния души является образ деревьев: их оживление — подготовка к следующему сезону. Когда мы видим, что приходят скорби и беды, нам важно увидеть не только саму трагедию, но и ожидание нового сезона. Если же мы будем сконцентрированы только на том, что происходит сегодня, скорее всего, мы разочаруемся и не дойдём до сезона, ожидающего нас впереди.
Толкование событий
В 1 послании Коринфянам 2:13 Апостол Павел преподаёт нам урок толкования событий. В попытках истолковать происходящее нам необходимо научиться доверять Божьему Слову, чтобы оно «проникало до разделения души и духа» (Евреям 4:12-13) и отделяло источники душевной и духовной информации.
Когда мы рассматриваем только внешние события и пытаемся на основании внешних фактов определить невидимые духовные причины происходящего, скорее всего, мы ошибёмся. Потому что, чтобы понять духовные принципы, нужно смотреть на них духовно. Так саддукеям казалось, что у них «железная логика», но Иисус назвал их доводы незнанием Писаний и силы Божьей (Евангелие от Матфея 22:29).
Рассуждение
Рассуждение — важный процесс в вопросе пророчества, который должен проходить в правильном направлении: не в направлении человеческой логики, ощущений и чувств, а объективности по отношению к Слову Божьему.
Когда происходят какие-то события, не спешите судить, чтобы впоследствии самим не оказаться осуждёнными. Позвольте Духу Святому проводить вас через эти события и открывать их в объективности Божьего Слова.
Кроме того, в наших рассуждениях обязательно должно быть место для разбора Писания, как читаем в книге Деяний 17:11: «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так».
Наш анализ происходящего может быть различным ещё и по причине разного «духовного возраста». Поэтому духовное взросление жизненно необходимо. При этом невозможно обойтись без даров Христа, Его призванных и Церкви: «дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Ефесянам 4:14).
Сосуды дома Божьего
Сосуды храма не просто ювелирные изделия, это результат посвящения и жертвенности тех, кто отделил их на служение Господу. Они несут в себе сакральность отделения.
Нам даны инструменты, которые принадлежат только Богу и которые можно использовать только для взаимодействия с Ним. Иногда мы можем не употреблять и не задействовать их, но при этом мы их не оскверняем — тогда на них всё ещё сохраняются Божьи милость и определение. Но, если мы берём то, что принадлежит Богу, и используем для собственной славы и корысти, открывается гнев Божий (Римлянам 1:16-18).
Какие бы обстоятельства нас ни окружали: скорбь, закрывающая разум, или опьяняющий успех, мы должны сохранять сосуды, через которые мы обращаемся к Богу, неосквернёнными, чтобы получать Его ответ и благоволение.
Так, когда царь Давид был разбит произошедшим: захватили его семью и семьи всех, кто поддерживал его и был с ним (1 Царств 30 глава), он всё же был способен пойти дальше душевных переживаний и, сделав над собой невероятные усилия, приблизиться к Господу. Он сохранял инструменты приближения к Господу (ефод) неосквернёнными. Казалось бы, пришло поражение. Но нет, пришло время! Время упования на Господа и действия в соответствии с Его словом.
Я должен быть спокоен
Когда приходит скорбь, боль, дискомфорт или кризис, скорее всего, цель не в этих горьких событиях. Они, как инструмент, переводят нас в следующее состояние. Да, приход катаклизмов и трагедий от нас не зависит, но именно мы своими решениями оказываем влияние на результат того, куда они нас приведут.
«Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сём задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придёт на народ мой грабитель его. Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог — сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведёт меня!» (Книга пророка Аввакума 3:16-19)
Почему я должен быть спокоен? Потому что, если я поддамся влиянию внешнего, я не смогу услышать, что хочет сказать мне Бог. Время скорби — время голоса Божьего. Если же мы концентрируемся только на боли, мы не услышим Его голос.
Не потерять благочестие
Можно сказать, что у скорби «двойное дно»: первоначальная боль и последствия. Если наша чистота не выдержит проверки, то наша реакция может увести нас от Бога.
Когда пророк Илия был подавлен внешними обстоятельствами и не видел смысла в продолжении земного служения, Господь сохранил его и привёл в Своё присутствие. Там оказалось, что, несмотря на опустошённость и разочарование, внутри Илии сохранялась чистота настоящего пророка, которая проявлялась в ревности по Господу и народу.
Когда в подобном состоянии находился Апостол Пётр, Господь видел его внутреннюю чистоту и задавал ему вопрос «Любишь ли ты Меня?», зная его ответ, чтобы «достать» эту правильную ревность из-под завалов разочарования.
Для нас сохранение благочестия бывает затруднительно, поэтому не мы, а Сам Господь проявляет его в нас и ведёт к победе: «Хвалящийся хвались о Господе. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь» (2 Коринфянам 10:17-18).
В пустыне, введённый в пост Духом Святым, Иисус под конец испытал скорбь голода. Но не голод был целью, голод был дверью к испытанию, а испытание открыло помазание силой Духа. После выхода из пустыни Иисус принёс человечеству новый сезон — лето благоприятное!
Места Писания, цитировавшиеся в проповеди: Евангелие от Луки 21:28-31, 1 Коринфянам 2:13, Евангелие от Матфея 22:29, Деяния 17:11, Ефесянам 4:14, Римлянам 1:16-18, Аввакум 3:16-19, Евангелие от Иоанна 14:30, 2 Коринфянам 10:17-18
9 октября 2022
Организатор: Местная религиозная организация Церковь Христиан Веры Евангельской «Новый Завет» в г. Санкт-Петербург