Понять традиции и культуру любой страны невозможно без изучения ее истории. Огромная составляющая такого исследования - сфера искусства.
Становление иранского искусства начинается с его истоков, когда на северо-западном побережье Персидского залива образовалось древнее государство Элам. Уже тогда люди изображали бытовые сцены методом гравировки на керамических цилиндрах, а также делали из обожжённой глины фигурки богов.
Позднее под влиянием искусства соседней Месопотамии в Древней Персии получило развитие бронзовое литьё. В 1000 – 650 годах до н.э. народы, населявшие территорию современного Ирана, владели литьём ажурных фигур и предметов обихода. Изделия украшали барельефами с изображением божеств и животных. О мастерстве живших в то время людей свидетельствует обнаруженный в 1947 году клад Зивийе. Он представлял собой коллекцию предметов из золота, серебра и слоновой кости с изображениями животных и людей.
Период властвования династии Ахеменидов (705 – 330 гг. до н.э.) ознаменовался развитием искусства фризовых рельефов в архитектуре и монументальной скульптуре. В наши дни персидские колонны, изображающие животных и сюжеты царствия Ахеменидов, можно встретить в Персеполе и гробницах Накш-е Рустам.
С 247 года до н.э. Персия попала под влияние племён парнов, дахов и династии Аршакидов. Искусство парфян было смесью иранского и эллинистического стилей. Популярными стали статуи богов и героев, высеченные в камне и отлитые в бронзе. Также новое дыхание получили наскальные барельефы в более реалистичном и объёмном исполнении, изображающие сюжеты из жизни знати того времени.
Искусство Сасанидов, доисламский период
В 224 году последний парфянский царь потерпел поражение от представителя династии Сасанидов, Ардашира I. В результате почти 400 лет Персией правили Сасаниды. В этот период активно развивалась чеканка по серебру и изготовление посуды с изображением божеств, побеждающих врагов. Также продолжает развиваться искусство настенных барельефов и мозаики. Главные герои сюжетов здесь по-прежнему животные и люди.
Параллельно с искусством Сасанидов на территории Ирана развивалось согдийское искусство. Его отличительной чертой была живопись. Мастера славились настенной росписью, в сюжетах которой они рассказывали о жизни богов и людской знати, изображая охоту, пиры и праздники.
Искусство раннего ислама
В 654 году Персия стала частью Арабского халифата. С приходом ислама из персидских сюжетов начинают исчезать изображения богов, людей и животных. Повсеместно используется геометрический декор из лепнины, кирпича, резьбы по дереву и камню. Орнамент становился более сложным и изысканным, а на смену божествам пришли цитаты из Корана, выполненные арабской вязью.
Бурное развитие получает и ковроткачество, особенно в сельской местности. С развитием торговли мастера начали украшать металлические изделия из медных сплавов драгоценными и полудрагоценными камнями. Ювелирные изделия и предметы быта пользовались спросом на городских рынках и ярмарках.
Искусство Ильханидов и Тимуридов
В XIII веке Персию не обошло стороной монгольское нашествие под предводительством Чингисхана.
Политика потомков монгольских завоевателей, управлявших значительными территориями от Тихого океана до Европы, способствовала смешению культур.
В искусстве Персии появились китайские мотивы. Возродилось изобразительное искусство в виде персидских миниатюр, распространилась вышивка по шёлку. На коврах стали изображать птиц и животных.
Сефевиды
В Средние века развитие получило искусство персидской династии Сефевидов. В этот период активно развивается книжная персидская миниатюра. Продолжали возводиться дворцы. Они требовали богатого убранства в виде отделки керамикой, металлом, стеклом.
В мотивах преобладают сцены охоты, пейзажи с изображением растений и животных, а также всадников, сражающихся со львами.
Каджары
Династия Каджаров, правившая вплоть до начала ХХ века, активно поддерживала европейские направления в живописи, характеризующиеся не только свободой в выборе сюжетов, но и использованием масляных красок и смешением цветов.
Среди художников пользовались популярностью большие картины с изображением сцен веселья и исторических баталий. Активно развивалось искусство фресок для дворцов и мест скопления народа. Портреты писались с арочным верхом для вставки в настенные барельефы.
В этот период большое влияние на персидскую культуру оказали европейцы.
Наши дни
Сегодня искусство Ирана продолжает свое развитие, не теряя своей аутентичности. Подробнее о современном творчестве иранцев и Ближнего Востока читайте в нашей статье «Традиционные виды искусства на мусульманском Востоке»: