45 лет назад «Арктика» первой в мире достигла Северного полюса в активном надводном плавании. Поход советского ледокола стал сенсацией и позволил расширить период навигации в Северном Ледовитом океане по кратчайшим маршрутам. Мы попросили Юрия Островершенко, участника того самого рейса, сейчас механика «50 лет Победы», поделиться воспоминаниями о полюсной экспедиции.
Что там за горизонтом
Я родился на Дальнем Востоке, отец был военным, служил в морской авиации. Так что я был рожден у моря, всю жизнь у моря и до сих пор, а мне 74 года, ему не изменил.
Помню, когда только устроился на ледокол и в первый раз увидел эти раскалывающиеся о борт льды, испытал безумный восторг. До сих пор восхищает живность этих мест: медведи, тюлени, птицы всякие. Раньше, кстати, животные чаще встречались. Медведей очень много было. Дело в том, что сейчас ледоколы оборудованы системой для удаления пищевых остатков, а на «Ямале», на котором я одно время работал, и на предыдущих ледоколах все вываливали с борта. И моментально появлялись медведи. Они за 30 км запах чуют. У медведей строгая иерархия: сначала наглый самец самое вкусное выбирал, самку с детьми не подпускал. Он поест, развалится в стороне, и только потом самка подходит с медвежатами.
Конечно, с годами чувство морской романтики притупляется, но не исчезает. Что в детстве мне все время хотелось за горизонт заглянуть, что сейчас в ясную погоду смотришь за горизонт, и кажется, что облака за ним заканчиваются. А что там дальше?
Полный материал читайте в отраслевой газете «Страна Росатом».