Вообще идея основать учебное заведение для девочек в самом конце XVIII века была исключительно позитивной. Потому что их в России тогда не очень-то учили. Только в Воспитательном обществе благородных девиц, которое потом станет Смольным институтом. Кроме того, новое учебное заведение еще и затевалось за счет императрицы Марии Федоровны - жены императора Павла, и предназначалось для сирот, что тоже несомненный плюс и благое дело.
С другой стороны Мариинский институт, учрежденный по инициативе и благодаря настойчивости Марии Федоровны, явно был откровенно кастовой темой. Потому что организовали его, чтобы уменьшить число «мещанских девиц» в Смольном институте. И первоначально, по идее Марии Федоровны девочки из дворянских семей, в первую очередь военных, шли в Смольный, а в Мариинском императрица хотела учить девочек из купеческих и мещанских семей, а также из семей мелких чиновников. Даже содержание для девочек в Мариинском институте устанавливалось на четверть меньше, чем содержание воспитанниц Смольного. В общем - знайте, девочки свое место. В Смольном воспитываются жены будущей элиты, а в Мариинском:
«добродетельные жены, хорошие хозяйки, а в случае нужды надежные и исправные прислужницы».
Стоит ли этот момент осуждать? Нет. Общество было кастовым. И всем тогда было понятно, что дочь графа или князя - это одно, а дочь тафельдекера Анна Альбрехт (первая воспитанница Мариинского института) - это совсем другое. И не появись Мариинский институт многие из девочек, которые его закончили и нашли, благодаря этому место в жизни, просто не получили бы никакого образования.
А образование в Мариинском институте было настолько качественным, что уже с 1834 года в него стали принимать «своекоштных» воспитанниц - то есть девочки учились не за казенный счет, а за счет родителей. «За свой кошт» в Мариинский институт принимали девочек из дворянских семей, Так что заведение быстро стало популярным.
Почему так получилось?
Ну для начала потому что система образования в Мариинском институте строилась на основе взглядов Марии Федоровны на воспитание. А оно было, скажем так, мягче и прогрессивнее, чем у авторов идеи Смольного. Ведь в Смольный девочек забирали в совсем юном возрасте, около шести лет и потом 12 лет воспитывали «идеальных жен», которых «не испортило невежественное домашнее окружение» - ковали железные характеры Шерочек и Машерочек.
Так вот Мария Федоровна считала, что, во-первых, в 6 лет забирать ребёнка из дома рано, а, во-вторых, к самому образованию подходила мягче. А учитывая, что первые 30 лет с момента основания Мариинского института она содержала его за свой счет, то понятно, что влияние императрицы на образовательный процесс было серьезным.
Так что дочерям мелких чиновников, купцов и ремесленников, нередко сиротам, учиться было комфортнее, чем дворянским дочерям в Смольном. Тем более, что Мария Федоровна отметилась и еще в одном важном моменте: прописала в уставе крайнюю нежелательность публичных наказаний воспитанниц. Это, вы знаете, для тех времен исключительная прогрессивность! Кстати, еще и учили неплохо, причем делили по способностям - у кого лучше получается работать руками, тем в первую очередь шитье и вышивание, у кого головой - тем знания языков и ведение бухгалтерии.
А что же со школьной формой?
Да все просто. Мария Федоровна по рождению и воспитанию была немкой, а значит, была воспитана как бережливая и экономная хозяйка. Этого же она требовала от персонала Мариинского института и воспитанниц. Форма воспитанниц была одним из моментов этой бережливости.
Поэтому форму для девочек шили из прочного камлота - популярной в России шерстяной ткани. Сначала зеленого и кофейного цвета, потом только из кофейного, кроме личных пансионерок императрицы, они носили платья другого цвета.
И этот немаркий цвет перешел от воспитанниц Мариинского института в гимназии, подчинявшиеся все тому же Ведомству учреждений императрицы Марии. От него - во все гимназии. Правда, в гимназиях XIX века цвет платьев у девочек отличался в зависимости от класса, но платья кофейного цвета тоже оставались. А потом, когда в 1947 году ввели обязательную школьную форму в СССР, то гимназическое форменное платье с фартуком благополучно вернулось в советские школы.
Вот и получается, что императрица Мария Федоровна, учредив в 1797 году свой Мариинский институт, заодно заложила стандарт школьной формы почти на два века. Причем этот стандарт пережил и все военные бури, и перемены моды. И даже изменения социального строя.