Найти тему
Каменная сказка

Одесский Левша, или как обмануть работников Лувра

Сотрудники музея не могли поверить своему счастью - это же надо, получить в распоряжение такую реликвию, да ещё и в идеальном состоянии. Но кто же знал, что так всё обернётся ...

Имя ювелира Израиля Рухомовского не особенно известно в широких кругах. Хотя человеком он был необычайно талантливым, а некоторые коллекционеры и вовсе называют его величайшим ювелиром всех времён и народов.

В его работах прослеживается такая детализация и внимание к мельчайшим элементам, что изделиями одесского Левши до сих пор восхищаются современные ценители прекрасного, готовые платить за них баснословные деньги.

Что там говорить, среди клиентов Израиля Хацкелевича числился весь цвет парижской аристократии, включая барона Эдмона де Ротшильда. И, как ни странно, но такой славе и востребованности Рухомовский был обязан грандиозному ювелирному скандалу, невольным участником которого он стал и который прославил его на всю Европу.

Израиль Хацкелевич родился в 1860 году в Мозыре (ныне Гомельская область, республика Беларусь) в очень религиозной семье. Родители мечтали вырастить из сына раввина, а потому дали ему хорошее религиозное образование. Но Рухомовский настолько тяготел к искусству и ювелирному делу, что, вопреки чаяниям отца и матери, самостоятельно освоил ювелирное и гравёрное мастерство. В 1880-е перебрался в Киев, где совершенствовал свои навыки и обзавёлся первыми завистниками - услуги молодого и одарённого мастера пользовались таким спросом, о каком его более опытные коллеги могли только мечтать. А потому в 1892 году Израиль Хацкелевич вместе с семьёй переезжает в Одессу, где открывает собственную мастерскую. И именно в этот период он начинает работу над главным шедевром, которым гордился больше всего - миниатюрным скелетом и саркофагом.

Недавно я публиковала пост об этом маленьком шедевре, где рассказала историю его создания. Почитать можно здесь.

Скелетик и саркофаг работы Рухомовского
Скелетик и саркофаг работы Рухомовского

И именно в Одессе Израиль Рухомовский невольно становится участником громкой аферы, жертвой которой стал сам Лувр.

Обратились к мастеру очаковские купцы третьей гильдии Шепсель и Лейба Гохманы. И обратились с необычной просьбой - изготовить для них в подарок другу, известному харьковскому археологу, тиару, да не простую, а золотую с древнегреческим орнаментом.

Для того, чтобы создать такое серьёзное изделие, мастер изучил много русских и немецких книг с изображением барельефов, находящихся в крупных музеях.

Та самая тиара
Та самая тиара

Изделие состояло из трёх частей. Верхняя выполнена из ажурных греческих орнаментов, а на верхушке изображена змея. Средняя часть изображает легенду о Трое, описанную в "Иллиаде". Гомеровские герои словно стоят на крепостной стене, на которую нанесён текст, содержание которого Израиль Хацкелевич тогда не знал.

А самая нижняя часть, буквально, испещрена различными орнаментами и изображает жизнь скифов: охота, стрельба из лука, хозяйственные заботы. Форму одежды скифов Рухомовский копировал с вазы, находящейся в Эрмитаже.

В общей сложности работа над тиарой заняла 7 месяцев, а за труд Рухомовский получил 1800 рублей.

Процесс создания тиары Израиль Хацкелевич описал в своей автобиографии "Моя жизнь, моя работа", изданной в Париже в 1928 году.

-4

Собственно, на этом история с необычным заказом для Рухомовского и закончилась. Как он тогда считал.

Тут нужно сделать небольшое отступление. Конец XIX и начало XX века были ознаменованы прямо-таки бумом на всё античное. Вазы, украшения, предметы быта - всё, что прямо или косвенно имело отношение к этому периоду было, что называется, в тренде и пользовалось завидным спросом.

Спустя некоторое время, Рухомовский встречает директора фабрики "Жако". А тот радостно протягивает ювелиру парижскую газету "Фигаро" с большой статьёй про некую античную реликвию "Тиара Сайтаферна", выкупленную Лувром за баснословные 200 000, а кто-то поговаривал даже 250 000 франков.

Миниатюрный саркофаг работы Рухомовского. Детализация просто фантастическая
Миниатюрный саркофаг работы Рухомовского. Детализация просто фантастическая

Удивлённый Рухомовский не поверил своим глазам - фото было сделано крупным планом, а потому сомнений в том, что это та самая тиара, не было. А ещё Израиль Хацкелевич, наконец-то, узнал, что означала та древнегреческая надпись, ведь в статье был любезно предоставлен перевод на французский: «Царю великому и непобедимому Сайтаферну Совет и народ ольвиополитов».

Разумеется, то, что Рухомовский долгое время трудился над тиарой, секретом не было. Он работал у себя в мастерской, куда захаживало немало народа.

Израиль Хацкелевич спрятал ту газету и продолжил работать дальше. Но на душе, как говорится, кошки всё же скребли. Причём, по его собственному признанию, даже не столько от того, что его работу выдают за античную реликвию (ему даже льстило такое признание), а что заказчики неслабо нажились за его счёт, а сам он получил сущие гроши.

Через какое-то время слухи доползли и до Парижа - один фальсификатор картин, взятый с поличным, громко заявил, что в музеях половина экспонатов - подделки. Взять вон, хотя бы, тиару эту знаменитую из Лувра.

Прессу такое признание сильно заинтересовало. Дотошные журналисты нашли выходца из Одессы, проживавшего в Париже, который с удовольствием поведал, как лично видел своего приятеля Изю Рухомовского за работой над этой самой тиарой.

В 1903 году, в самый разгар скандала, в Париже выпускались такие шуточные открытки
В 1903 году, в самый разгар скандала, в Париже выпускались такие шуточные открытки
Ещё в 1896 году выдающийся археолог Адольф Фуртвенглер выпустил статью, в которой подробно описал несоответствие гравировок на "Тиаре Сайтаферна" духу античности, назвав изображённых героев "провинциальными актёрами, подменяющими врожденную грацию и благородство древних героев театральным пафосом". Но французские археологи тогда обвинили немца Фуртвенглера в зависти и злобе, а тиара осталась экспонатом Лувра.

На Израиля Хацкелевича посыпались письма из редакций французских газет, каждая из которых предлагала сотрудничать только с ней и готова была оплатить все расходы на поездку в Париж. Но Рухомовский оставлял письма без ответа.

Тогда французский консул связался в ювелиром и предложил оплатить ему и его семье все расходы на поездку в Париж. Условие было одно - об этом должно было знать как можно меньше людей.

5 апреля 1903 году Рухомовский прибыл в Париж и представил сотрудникам Лувра чертежи и идентичную копию части тиары.

Пресса ликовала - газеты публиковали изображение Лувра в виде осла с тиарой на голове.

-7
А дело было так. Братья Гохманы сочинили легенду, мол крымские крестьяне сделали уникальную находку - обнаружили тиару скифского царя Сайтаферна, которую тому подарили жители античного греческого города Ольвии. Но теперь её срочно нужно было вывезти в Европу, дабы власти не конфисковали находку. Что предприимчивые братцы и сделали. Повозив "реликвию" по европейским музеям, где, кстати, ни у кого не возникло сомнений в подлинности тиары, Гохманы со своими подельниками привезли изделие в Париж, где Лувр в срочном порядке наскрёб запрашиваемую ими сумму. Другие музеи просто не смогли столько заплатить.

Расследование длилось 2 месяца, после чего Рухомовский вернулся обратно в Одессу, но через несколько лет опять уехал в Париж, где и провёл последние 30 лет своей жизни. Работал в Лувре реставратором, принимал частные заказы. К ответственности его не привлекли, так как к продаже Лувру тиары он отношения не имел.

Удивительно, но при весьма внушительных расценках и большом количестве состоятельных клиентов, умер Израиль Хацкелевич в нищете в 1936 году. По его собственному признанию "чем больше у меня было заказов, тем меньше становилось денег".

Мемориальная доска в Одессе
Мемориальная доска в Одессе

А тиара по-прежнему хранится в Лувре, в отделе декоративных искусств.

Вот такая история. Если есть желание высказаться - милости прошу в комментарии )))

Спасибо за Ваше внимание, дорогие читатели! Надеюсь, статья была для Вас интересна и познавательна ) Обязательно подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать новые публикации ) Хорошего Вам дня и отличного настроения!

С уважением, Каменная сказка.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц

Музеи
7007 интересуются