Зачастую неисправность амортизаторов или их преждевременный износ связан не с заводским дефектом, а вызван ошибками, допущенными при их подборе или замене. Разберем ошибки, которые чаще всего допускают начинающие или малоопытные механики при установке амортизаторов.
Ошибка №1: неправильное хранение
Но начнем не с монтажа, а с условий хранения. Именно положение амортизатора при его транспортировке или при длительном хранении может стать фактором, негативно влияющим на его эксплуатационные характеристики и срок службы.
Нельзя транспортировать и хранить (речь не идет о том, чтобы класть их так на непродолжительное время) амортизаторы в вертикальном положении. Необходимо класть их горизонтально.
Чем вредит амортизатору долгое пребывание в вертикальном положении? В этом случае возникает риск, что сальник амортизатора начнет рассыхаться и станет со временем пропускать масло. А амортизатор с течью становится, фактически, непригодным для использования.
Кстати, для большей надежности при хранении и перевозки амортизаторов нужно следить, чтобы на них были специальные транспортировочные ленты.
Ошибка №2: не менять защитный комплект
При каждой замене амортизаторов нужно менять и защитный комплект. При чем стоит избегать использования универсального комплекта, а выбирать тот комплект, который был спроектирован и изготовлен по спецификациям для конкретной модели автомобиля. Это важный нюанс, так как, например, параметры отбойника — это не только его размеры, но еще и эффективность энергоемкости. И такие критерии определяются и спецификой материала, который используется для производства этих деталей, и особенностями их конструкции. Также важно правильно подобрать пыльник, ведь его длина и посадочный диаметр заметно влияют на эффективность работы всего защитного комплекта.
А если использовать старый комплект, то в разы возрастает риск повредить полированную часть штока, а это, в свою очередь, сильно снизит ресурс работы амортизатора.
Ошибка №3: применение неподходящего инструмента и неправильный момент затяжки
Для монтажа амортизаторов необходимо использовать только ручной инструмент. Так, фиксировать верхнюю гайку амортизатора нужно при помощи динамометрического ключа. При этом важно правильно выбрать момент затяжки. Импровизировать тут нельзя, нужно ориентироваться на рекомендации завода-изготовителя.
Серьезная ошибка, которая может привести к печальным последствиям, — применение пневматического инструмента для затяжки крепежа. Порой такую ошибку допускают не только малоопытные механики, работающие в гаражных мастерских, и механики на сервисных станциях могут использовать ударный гайковерт для фиксации верхней гайки штока амортизатора. Но делать этого нельзя, так как гайковерт при работе создает высокую ударную нагрузку, из-за чего начинает расшатываться внутреннее крепление штока. По этой причине возникает стук, который со временем, по мере дальнейшего расшатывания крепления, усиливается. В самом худшем варианте развития событий поршень амортизатора может полностью отсоединиться от штока, и если такое произойдет при движении автомобиля, то возникнет аварийная ситуация.
Также нельзя использовать пассатижи или гаечный ключ — что также порой встречается на СТО — для фиксации верхней части штока при установке амортизатора. Используя такой инструмент для фиксации, механик неизбежно повредит полированную часть штока, на нем останутся царапины, вмятины или другие повреждения. И все это сильно снизит ресурс работы амортизатора: при наличии повреждений штока он может выйти из строя буквально через несколько сотен километров пробега.
Ошибка №4: не прокачивать амортизатор перед его установкой
Прокачка амортизатора — это хороший способ проверки его целостности и работоспособности перед монтажом. Такое несложное, по сути, действие поможет убедиться в том, что у амортизатора отсутствует производственный брак, нет проблем с герметичностью и нет подтеканий масла. Также прокачка амортизатора помогает равномерно распределить газ в его штоке перед установкой. Для того, чтобы правильно провести прокачку, необходимо в вертикальном положении амортизатора надавить на шток, утопив его в корпусе. В этот момент необходимо убедиться, что на корпусе амортизаторов не выступили следы жидкости. Отпустив шток, надо убедиться, что он возвращается плавно в исходное положение, и эта плавность сохраняется по всей амплитуде движения вверх.
Ошибка №5: не менять пружины при замене амортизаторов
За редким исключением при замене амортизаторов необходимо провести замену и пружин. Ведь важно, чтобы высота пружины соответствовала параметрам нового амортизатора, чего чаще всего невозможно добиться при использовании старой, «уставшей» пружины.
Ошибка №6: не использовать 4-стоечный подъемник
Одна из часто встречаемых ошибок — затяжка задних амортизаторов или амортизаторов с типом крепления через резинометаллическую втулку на автомобиле с вывешенными колесами. Для правильного монтажа машину необходимо ставить на 4-стоечный подъемник или использовать сервисную яму. В этом случае автомобиль стоит на всех колесах и своим весом продавливает подвеску в среднее положение. И в таком положении при помощи ручного инструмента и надо затягивать болты крепления. И тогда не возникают дополнительных изгибающих нагрузок на амортизаторы и избыточных скручивающих нагрузок на сайлентблок. В противном случае есть риск того, что износ штока, сальника, направляющих втулки усилится и это приведет к течи амортизатора.
Ошибка №7: не делать сход-развал
После любых работ, которые так или иначе затрагивают подвеску автомобиля, необходимо контролировать правильность установки углов развала и схождения колес, и при необходимости скорректировать их. Важно это сделать и после замены амортизаторов. А если пренебречь такой проверкой, возникает риск того, что при движении автомобиль будет тянуть в сторону, и износ амортизаторов будет неравномерным. Это, в свою очередь, негативно отразится на эффективности работы всей подвески.
Мы назвали самые основные и часто встречающиеся ошибки при замене амортизаторов. Если их избегать, то амортизатор будет исправно ходить положенный срок, сохраняя при этом своих эксплуатационные характеристики. А чтобы избежать ошибок при их замене, лучше обслуживать автомобиль у проверенных профессионалов.