Учителя стараются для детей, они для детей работают как можно лучше, со всем своим опытом и знаниями. А потом упираются в инклюзию, в виде конкретного ребёнка, и начинают буксовать.
Ни опыт, ни знания не помогают, не работают приёмы. Старания без смысла, работа без результата, без благодарности, с сопротивлением, с тупым и ничем не объяснимым сопротивлением. Что может сильнее повергнуть педагога в отчаяние?
По словам специалиста фонда «Гольфстрим» Ольги Авдеевой, психологи довольно долго могут не понимать, что происходит. Пока не дойдёт, что учителя, наученные и привыкшие иметь дело с неким стандартом, не могут понять самого ребёнка. Не могут не потому, что не способны, а потому что у них нет информации. Не о методах работы с детьми с задержкой в развитии или заболеванием, не о программах, а о том, кто перед ними. Они не информированы о том, насколько ребёнок может иначе мыслить (и как именно), насколько у него другая «химия», которая не позволяет ему иметь среднюю ровную скорость, насколько он уже выучен беспомощности, насколько он в ужасе от постепенного осознания, что с ним что-то не так.
«Перед ним сидит ребёнок, зависимый от гаджетов, его организм требует постоянных движений, слоги в словах переставляются местами, он не знает, как реагировать на слова учителя, потому что у него аффективное реагирование, он не может понять смысл текста, потому что слово «мышь» по пятому кругу читает как «штаны», он словно проваливается в туман, инструкции кажутся слишком сложными, и этому нет уже никакого конца,» - поясняет Ольга Авдеева.
Учитель не знает ничего о том, каков внутренний мир особого ребёнка. И даже не представляет себе, что можно чувствовать себя – вот так, думать вообще по-другому, до такой степени что-то определенное не мочь и настолько загоняться по ерунде. Учителю, образованному, интеллигентному, отличнику-краснодипломнику, эмоционально стабильному, с высоким уровнем концентрации внимания, просто не откуда узнать во всех подробностях о том, что происходит внутри человека, у которого развитие пошло по собственному маршруту.
Что можно сделать?
Выход в том, чтобы максимально понятно информировать. Например, для психолога с некоторыми описательными способностями, умением на ходу создать метафору, да еще и нарисовать её, это не сложно и не займет много времени.
Например, пригласить педагога, открыть папку с диагностикой и продуктами деятельности, а потом дать подробный расклад популярным языком, с цитатами самого ребёнка, которые записаны дословно. Рассказать про мозги, аксоны с дендритами, поезд, который временно заходит в тоннель, СМС-ки которые не долетают снаружи или искажаются, воздушный шарик, который сдувается, использовать междометия и даже немного слэнга, хлопать в ладоши и строить башенки из разноцветных кубиков. В общем, дать понять, с чем именно учитель имеет дело и что именно происходит внутри ребёнка в тот момент, когда учитель думает, что не происходит ничего необычного.
Главное – подобрать правильный образ. Как только учитель понял, перенёс на себя и сам все почувствовал, не работающие педагогические приёмы начинают работать. Этот тот момент, когда ценность и достоинство ребёнка становятся выше техник и методов, а неопределенность обретает структуру. А учитель обретает надежду и возвращает себе веру в себя, как профессионала. Рамки понимания резко расширяются, и педагог мгновенно перестраивается на другую схему работы.
Он просто не знал! Сначала прочитайте учителю слова, которые вслух диктовали ребёнку на диагностике, а потом читайте те, что он воспроизвел, но это оказываются совсем другие слова. И смотрите на выражение лица. Учитель не знал, что ребёнок запоминает и воспроизводит информацию по-своему!
Сейчас много информации о детях с ОВЗ. В них рассказывается о законодательстве, правилах написания обучающих программ, ведении документации. Но нужны и такие курсы, на которых бы рассказывали, что чувствует и как думает ребёнок с индивидуальным маршрутом развития. В картинках.
Вопрос к школьным учителям - а вам приходилось работать с ребёнком с ОВЗ? Поделитесь своим опытом в комментариях!
Если вам было интересно, подпишитесь на наш Дзен-канал или следите за новостями на сайте Фонда и в телеграм-канале БФ «Гольфстрим». Будем рады, если оставите для нас комментарий, нам важно ваше мнение. Ждём среди наших подписчиков!