Найти тему

Культурная идентичность, ностальгия и поток

Китайские ученые опубликовали интересную работу, описывающую факторы, влияющие на поведение туристов, посещающих чайные плантации. Строго говоря, к чаю и чайным плантациям эта работа имеет совершенно случайное отношение — с таким же успехом можно было изучать туристов, совершающих теплоходный тур по Янцзы или путешествующих по бонским монастырям на Тибете. Но ученые изучили посетителей чайного хозяйства Юньлин, которое находится в Аньси — это где Тегуанинь и мировое сельскохозяйственное наследие. Так что у меня есть все основания считать это исследование чайным.

Китайские специалисты предположили, что на поведение туристов влияют три фактора, сопровождающие туристический визит на чайные плантации: чувство культурной идентичности, ностальгические переживания и потоковое состояние.

Культурная идентичность — это когда ты ощущаешь туристический объект частью своей жизни и персональной истории. Чувствуешь, что ты одной крови с теми, кто работает на чайных плантациях и даже мошки, которые над ними летают, кажутся тебе родными. Короче говоря, это то замечательное переживание, которое возникает при осознании того, что у тебя есть огромная семья, и тропинка, и лесок, и в поле каждый колосок.

Ностальгические переживания по версии китайских исследователей почти не отличаются от ностальгии в нашем понимании, только белогвардейская безысходность заменена в них почтительным и трепетным отношением к прошлому. Ну то есть в китайском варианте песня про русское поле и тонкий колосок исполнялась бы не с нежной тоской, а с бодрой гордостью.

Ну а потоковое состояние — это психическое состояние, в котором человек полностью включен в то, чем он занимается. Оно характеризуется деятельным сосредоточением и полным вовлечением в процесс деятельности. В западной науке концепция потока была предложена Михаем Чиксентмихайи в 1975 году, однако в родных Китаю буддизме и даосизме это понятие, чаще всего реализуемое через медитативные техники, является продуктивным уже пару тысяч лет. В применении к туру по чайным плантациям потоковое состояние характеризуется интересом, расслабленностью и счастьем от переживания всего происходящего.

Так вот. Подробно опросив несколько десятков туристов, китайские исследователи пришли к очевидным, но все равно интересным выводам.

Непосредственно на действия туристов — то есть на их желание вернуться, поехать в другие чайные туры, рассказывать всем знакомым о том, как им было круто — влияют культурная идентичность и ностальгия. Поток не влияет, что не удивительно — в этом состоянии любая активная деятельность в новом направлении самому состоянию потока противоречит и равносильна выходу из него.

Культурная идентично, ностальгия и поток. www.frontiersin.org
Культурная идентично, ностальгия и поток. www.frontiersin.org

При этом ностальгия и состояние потока способны усиливать культурную идентичность, видимо потому, что работают на состояние общности прошлого и разделенности настоящего — поэтому совсем исключать поток из меркантильного списка воздействия на туристов не стоит, просто он действует опосредованно, через культурную идентичность.

Короче говоря, исследователи пришли к выводу, что при формировании имиджа чайных плантаций и хозяйств как туристического объекта нужно работать по всем трем направлениям. И в рекламе чайных туров обещать будущим туристам приобщение к великому общему прошлому, вовлеченность в удивительное совместное настоящее и осознание дивного будущего. А еще хорошее настроение, расслабуху и отличную компанию. Я бы еще покой и волю добавил, конечно — но про это в исследовании ничего нет.

Хорошее работа. Нормальные рекламные буклеты и так обычно по такой схеме составляются — но теперь она научно подтверждена.