Очень часто наша сиюминутная реакция на то или иное событие определяет его дальнейшее развитие. В нашей жизни то и дело случаются различные неурядицы, что-то идет не по плану и т. д. Принято считать, что мы не в состоянии контролировать свою реакцию на те или иные события. В действительности же это не так. Именно мы решаем, как реагировать то, что происходит во внешнем мере. Более того, наша реакция напрямую влияет на наше настроение и то, как складывается наш день.
Существует два основных вида поведения: реактивное и проактивное
Реактивное поведение это совокупность эмоциональных сиюминутных реакций, сила которых может в значительной степени превосходить эффект от происходящих событий.
К сожалению, в обычной жизни мы очень часто реагируем на происходящие события реактивным способом. Кто-то наступил нам на ногу, случайно задел в очереди, грубо ответил и т. д. – во всех этих случаях нам так и хочется дать волю эмоциям и поставить «обидчика» на место. И именно несдержанность очень часто является причиной серьезных конфликтов и недопонимания.
Но есть и проактивная реакция. И она является гораздо более эффективной. Как с точки зрения переговоров, так и с точки зрения обычной жизни.
Проактивное поведение это совокупность продуманных и осознанных действий, слов и т. д., которые являются ответом на те или иные внешние события.
Допустим, будучи разработчиком обучающих онлайн платформ, вы сделали пробную версию сайта для заказчика. И не успев толком в нем разобраться, он начинает предъявлять вам претензии: мол вы сделали все не так, как надо, сайт не работает и т. д. Ваша реакция?
Вы можете начать доказывать свою правоту, возмущаться, дать волю эмоциям. И у такой реакции, скорее всего, будут определенные последствия.
Во-первых, вы испортите себе настроение на целый день и не сможете нормально работать.
Во-вторых, такая реакция может навредить вашим отношениям с потенциальным заказчиком.
Но вы можете среагировать и по-другому. Спокойно предложить заказчику инструкцию по работе с сайтом, чтобы у него больше не возникло сложностей. В этом случае вы сохраните с ним доброжелательные отношения и не испортите себе настроение.
Но как быть, если вы привыкли реагировать на внешние события реактивным способом?
Можно ли сменить реактивную модель поведения на проактивную? Вне всякого сомнения, да. Для этого вам нужно научиться вовремя приходить в себя и не давать волю эмоциям. В этом вам может помочь какое-то простое действие, которое будет переключать ваше внимание с негативных эмоций на что-то более нейтральное.
Это может быть что-то элементарное: сделать глубокий вдох, закрыть глаза и представить себе океаническое побережье, достать записную книжку и т. д. Выберите самое простое действие и превратите его в свой личный ритуал.
Так, например, если заказчик говорит вам неприятные вещи, вместо того чтобы отвечать ему тем же, вы можете прочесть свою внутреннюю мантру или начать наводить порядок на столе. Это поможет вам отвлечься и не реагировать на слова заказчика реактивным способом.
Итак, вы немного научились работать со своим эмоциями. Теперь давайте посмотрим, как необходимо себя вести непосредственно во время переговоров.
Как вести себя во время переговоров. Основные правила.
Итак, давайте посмотрим, каких правил нужно придерживаться, чтобы переговоры прошли успешно и в максимально спокойной обстановке.
Правило №1. Держать в голове свою цель на протяжении всех переговоров. Это поможет вам не поддаваться эмоциям и контролировать ситуацию. К тому же так вы не забудете, зачем пришли на переговоры.
Правило №2. Если все же накатывают эмоции, брать перерыв. Не стесняйтесь попросить у оппонента небольшой перерыв. Пятиминутный отдых может помочь вам заново настроиться на переговоры и вспомнить о своей цели.
Правило №3. Не цепляться на «цеплялки» со стороны оппонента. В этом вам может помочь элементарное действие, о котором речь шла в предыдущей главе. Если оппонент начинает вас «цеплять», ни в коем случае не реагируйте на это реактивно. Сначала успокойтесь, продумайте свою реакцию и только потом реагируйте.