Найти в Дзене

Неопределённость. Переждать нельзя действовать

Оглавление

Наталья Титаренко – маркетолог с 18-летним опытом в различных отраслях бизнеса, кандидат экономических наук, психолог, арт-коуч. Спикер школы профессионального роста для маркетологов Yummy Tips

Вы все ещё ждёте, пока мир успокоится?! Действительность такова, что мы живём во времена перемен: экономических, политических, личностных. Сегодня мы получаем и обрабатываем в месяц такое количество информации, какое человек XVII века получал в течение всей жизни. Количество данных о нас и нашей жизни постоянно увеличивается, и растут они в геометрической прогрессии. Информация постоянно обновляется, порождая кризисную ситуацию.

Так ли страшен кризис

В Википедии можно найти такое определение кризиса: кризис (др. греч. – суд, приговор, решение; поворотный пункт) — переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации. Как видим, кризис завязан на отсутствие определённости, что разрушает нашу способность управлять ситуацией.

Однако, экономические кризисы давно описаны, прогнозируемые и закономерны. Экономические кризисы меняют расстановку сил, глобальные неповоротливые системы, финансовые, социальные институты. Подробнее об этом смотрите волны Кондратьева, Кузнеца, Жюгляра, Китчина.

Кризисы развития человека также являются более-менее предсказуемы, что не мешает им быть разрушительными или тяжёлыми в проживании. Кризис – безусловно стресс для организма. Но, как правило, кризис изменяет систему, делая ее более устойчивой и жизнеспособной. И пережидая их, мы попросту откладываем свою жизнь на потом. А вот действие в период неопределённости – может дать хороший результат.

Если выбирать действовать

Приведу несколько вдохновляющих меня примеров, когда действие в кризис оказалось спасительным и привело бизнесы к процветанию.

  • Известный всем и любимый многими конструктор LEGO зародился в период Великой депрессии в 1932 году. На фабрике столяра и плотника Оле Кирка Кристиансена, которая занималась производством предметов быта: гладильных досок, табуреток, стремянок. Первые игрушки LEGO тоже были деревянными. А первые пластмассовые выпустили в 1947 году – тоже, заметьте, не самое благоприятное время для инноваций. Сегодня LEGO – огромная корпорация, выпускающая игрушки для детей всех возрастов, и даже взрослых. А также создающая свои фильмы, игры, конкурсы, владеющая парками развлечений. А когда смотришь на огромные скульптуры из кубиков LEGO, дух захватывает – как кропотливо и точно воссозданы объекты.
  • Ещё один вдохновляющий пример – приложение для обмена сообщениями WhatsApp. Оно было запущено в период Великой рецессии 2007-2009 годов. Сегодня это одна из самых популярных программ для обмена сообщениями, насчитывает более 2 миллиардов пользователей. Наверняка вы тоже ей пользуетесь.
  • Всемирно известные кофейни Starbucks. Их созданию мы благодарны Говарду Шульцу, который настолько вдохновился культурой потребления кофе в Италии, что решил все это перенести в Америку. И надо сказать, у него получилось распространить эту атмосферу и на весь мир. Заходя в эти кафе по всему миру, чувствую себя желанным гостем. На 2020 год сеть Starbucks насчитывала более 32000 точек. Примечательно то, что свою первую кофейню Шульц открыл в 1987 году, в день самого серьёзного падения индекса Доу-Джонса. Казалось бы, самое время притаиться. Но вера в собственную идею позволила рискнуть и… победить!

К слову, нашу онлайн-школу маркетологов Yummy Tips мы тоже запустили в период неопределённости, когда все старые схемы продвижения и продаж образовательных услуг разрушены, а новые не созданы и даже непонятны. Когда люди, хватаясь за призрачную стабильность, покупают у проверенных школ. Но покупают то, что уже отработало, устарело.

Другой взгляд на кризис

Да, люди очень консервативны. И причина этому наш мозг – он стремится к тому, чтобы сохранять стабильность. Поэтому так трудно что-то менять даже когда плохо. А в непонятной ситуации мы склонны замереть и переждать, а не действовать. Так более знакомо и безопасно. Но уверенности вам добавит другой взгляд на кризис.

  1. Время возможностей. Именно в это время освобождаются ниши, меняются силы, формируются новые подходы. Чтобы увидеть эти возможности, нужно прокачивать лидерские позиции: избавляться от страхов, брать на себя ответственность, смотреть шире. Это больше психологический аспект – работа с личным развитием. В нашей школе мы подготовили для этого целый блок «Личный бренд маркетолога».
  2. Время перемен. А какие перемены без риска. И здесь для каждого риска рекомендую делать оценку вероятности наступления события, вырабатывать меры контроля или действия по их минимизации. Когда вы понимаете, что вас может ждать, что можно контролировать, вы начинаете понимать, какие ресурсы вам потребуются. В первую очередь речь о ваших личностных ресурсах, вашем образовании: какие ещё знания, навыки вам нужны, чтобы вырасти в компании, чтобы стать услышанным, чтобы предлагать решения проблем, быть востребованным экспертом в своей области.
  3. Время новаций. Очевидно, что старое не сработало. Новое время жаждет новых решений. Наши потребности все те же, они не меняются. А меняется ситуация, и мы обнаруживаем, что старые способы их удовлетворения не срабатывают: плохо, дорого и невкусно. Соответственно, нужны новые подходы, прорывные технологии. И так возникает продукт, адекватный новому времени.
  4. Время веры в себя. Сложно делать что-то значимое, будучи не в ресурсе. Здесь основной момент – куда этот ресурс утекает, на что сейчас вы тратите, что вас не вдохновляет, не мотивирует двигаться дальше, опустошает. Можно сделать простое упражнение: напишите список ваших побед, чем больше, тем лучше, любого масштаба: не менее 20 пунктов. Вы уже смогли тогда, почему не верите в себя сейчас?!

Любое действие требует усилий, осознанности и стимула. Таким стимулом может быть ваша истинная цель, миссия, вдохновляющая среда. И это то, чему мы в Yummy Tips уделяем особое внимание, потому что на собственном опыте знаем, как это важно. Это наш драйвер – показать, что может быть по-другому, лучше, качественнее, интереснее.

Пересмотрев своё отношение к кризису, вы получите journey map вашего профессионального развития в кризис, то есть уже сейчас. Она даёт определённость, а это именно то, что необходимо нашей психике. Перспективы станут более понятными, и вас уже не так штормит от чего-то нового. Ваши ресурсы работают на вас, а не утекают. И тогда, когда многие предпочитают замереть и переждать, вы продолжаете двигаться к собственным целям на более свободном рыночном пространстве.

Выбор всегда есть: либо рискуешь, либо пережидаешь. Только в условиях нарастания неопределённости ждать можно всю жизнь. Если вы готовы действовать, приглашаем ваш на урок онлайн-школы для маркетологов Yummy Tips «Неопределённость как точка роста», где вы получите работающие инструменты для достижения значимых для себя результатов.