Дружба играет важную роль в детстве. В отношениях с другими детьми ребенок тренирует свои социальные навыки — умение договариваться, слушать, заботиться, решать споры и конфликты.
Когда дети взрослеют, дружеские отношения становятся более значимыми — подростков волнует мнение окружения, им важно быть интересными для сверстников и чувствовать себя частью компании.
Отсутствие друзей может вызывать у ребенка чувство одиночества или неполноценности, заставлять сравнивать себя с другими. Эти чувства сложно пережить в одиночку — нужна помощь близких взрослых и опыт успешного общения с окружающими.
Каждому родителю хочется знать, что у его ребенка есть близкие друзья, которые разделяют его взгляды и интересы.
Но есть дети, которым комфортно проводить время наедине с собой и не очень хочется близко общаться с другими детьми.
Прежде чем стараться помочь ребенку, важно понаблюдать за ним, поговорить и узнать, как он себя чувствует и действительно ли ему одиноко.
Задавайте вопросы
Если ребенок мало общается с другими — это не всегда значит, что ему одиноко.
Чтобы разобраться в том, испытывает ли ребенок нехватку общения, больше разговаривайте и задавайте вопросы:
- Как прошел твой день?
- Как ты себя чувствовал?
- Если бы на перемене можно было бы заняться чем угодно, что бы ты делал?
- Тебе нравится общаться с одноклассниками?
- Кто твои друзья? Чем вы занимаетесь вместе?
Ребенку, и особенно подростку, может быть тяжело или неловко сказать, что не получается дружить. Не давите и предложите поговорить об этом позже.
Делитесь опытом
Для детей младшего возраста может быть неочевидным, что значит чувствовать себя одиноко. В разговоре с ребенком делитесь своим опытом _ рассказывайте, что чувствуете в разных ситуациях и как сами это понимаете.
Например: «Когда я долго нахожусь один, я могу загрустить и захотеть с кем-то провести время и пообщаться. Это значит, что мне одиноко».
Расскажите, что чувствовать одиночество — это нормально, и все люди с ним сталкиваются. Поделитесь способами его пережить — например, сделать что-то приятное для себя, обнять близкого человека или отвлечься на любимые занятия. Напомните, что вы всегда рядом, и к вам можно прийти, когда одиноко или грустно.
Обратитесь к учителю
Если вы беспокоитесь о том, что ребенку тяжело наладить общение — поговорите о своих опасениях с учителем или воспитателем.
Попросите понаблюдать за тем, как ребенок ведет себя в школе — проявляет ли инициативу в общении или предпочитает проводить время отдельно от ребят, как другие реагируют на ребенка, принимают ли его.
Наблюдения, которыми поделится учитель, помогут вам составить более полную картину и понять, нужна ли ребенку помощь.
Разберитесь в причинах одиночества
Если вы понимаете, что ребенку действительно не хватает общения, найдите причину сложностей в отношениях с другими детьми. Это также можно делать вместе с учителем, наблюдая за поведением. Вот некоторые из возможных причин:
- Ребенок не знает, как общаться, ему трудно понять ожидания окружающих и считывать сигналы (интонацию, жесты)
- Ребенок волнуется и испытывает тревогу, стесняется, переживает о том, как их оценят сверстники
- Ребенок не может найти единомышленников, которые бы разделяли его или ее интересы или взгляды
Развивайте социальные навыки
Налаживать общение с другими людьми нам помогают социальные навыки — умение разрешать конфликты, слушать, предлагать и принимать помощь.
Тренируйте эти навыки в общении с ребенком. Направляйте его и задавайте наводящие вопросы в моменты, когда нужно применить один из навыков — например, попросить помощи, если что-то не получается.
Попробуйте разыгрывать или обсуждать ситуации из жизни, чтобы ребенок мог попрактиковаться вместе с вами.
Поощряйте к общению
Когда ребенок чувствует себя скованно в окружении других людей, он может выбирать остаться дома вместо того, чтобы, например, пойти на день рождения.
Поддерживайте ребенка — скажите, что понимаете, как непросто и волнительно иногда находиться среди других людей. Объясните, что часто, чтобы освоиться, нужно немного времени, а почле этого может стать веселее. Предложите попробовать сходить на встречу и договоритесь, что если будет некомфортно, то можно уйти пораньше.
Обсуждайте, как ребенок провел время и хвалите за старания и успехи в общении. Перед следующими встречами старайтесь напоминать о случаях, когда ребенку было страшно куда-то идти, но в итоге он хорошо провел время.
Обсуждайте происходящее
Часто дети и подростки могут слишком фокусироваться на своих ошибках или недостатках. Если ребенок переживает о чьем-то отношении к себе, предложите обсудить ситуацию вместе и проверить предположения.
Например, когда ребенок считает, что одноклассник обижен на него, поговорите о том, почему это могло произойти: «Маша давно с тобой не разговаривала, и ты думаешь, что она обиделась. У тебя есть предположения о том, что между вами произошло? Могут ли быть другие причины, по которым она с тобой не общается?».
Это поможет ребенку научиться не винить себя во всех неудачах в общении, а видеть и другие причины, которые на это влияют.
Ищите друзей вне школы
Ребенку, которому сложно найти друзей среди одноклассников, можно попробовать знакомиться вне школы.
Например, если у него есть увлечения, предложите посещать мастер-классы или занятия на эту тему. Часто общение дается легче, если у людей есть общие интересы.
Также можно искать единомышленников в интернете — например, в тематических сообществах или среди игроков любимой игры. Прежде чем предлагать этот вариант, поделитесь с ребенком основными правилами безопасности в интернете: никому не говорить свой пароль, использовать псевдоним, не делиться личными данными (адресом, датой рождения, местом учебы), обращаться за помощью ко взрослым, если что-то идет не так или вызывает опасения
Обложка статьи: Alexander Grey