Фильм «Год оружия» (1991) был снят классиком криминального кино Джоном Франкенхаймером фактически на полном контрасте с его предыдущим политизированным триллером «Смертельный выстрел». И опять речь шла о радикализме. Различие состояло лишь в том, в одном случае разбирались правые, в другом – левые экстремисты.
Поводом для динамичного и загадочного сюжета стали вооруженные акции «Красных бригад», которые некогда поставили Италию на грань политического кризиса. 70-ые годы на Апеннинах вообще принято называть «свинцовыми». Но отнюдь не по цвету неба, а по количеству пуль, выпущенных в это время на улицах. Тогда странным образом перемешались бандиты, революционеры, мафиози, политические активисты и разного рода налетчики.
Что породило в итальянском обществе спрос на особого рода кино. В итоге становится весьма популярным т.н. «еврокрайм», в рамках которого зрителю рассказывается о различных аспектах современной герильи, то есть городской партизанской войны, некоторые участники коей вообще не имели никакого отношения к политике.
Или же были совершено не теми, за кого их принимало общественное мнение. В этом отношении фильм Франкенхаймера является и объектом, и субъектом конспирологии. То есть и повествует о загадочных событиях, и одновременно сам становится частью некой манипуляции. Смотря как воспринимать «Красные бригады», равно как людей, стоявших за ними.
В фильме изложена классическая западная версия, что, де, это были революционные юнцы из числа бунтующего студенчества. На самом деле «Год оружия» всего лишь пытается замаскировать просочившиеся в СМИ сведения о том, что за подобными вылазками стояли западные спецслужбы. Например, в Советском Союзе ещё в 80-ые годы говорили о масонской ложе «Пи-2», в которой числилось множество разнообразных фашистов.
То есть фильм был своего рода попыткой повлиять на общественное мнение. По этой причине он мог бы быстро забыться, если бы не участие в нём Шэрон Стоун, которая уже была очень известной актрисой и находилась буквально в одном шаге от культового статуса, дарованного через пару лет участием в «Основном инстинкте»
В «Годе оружия» она выступает в роли отважной, местами даже беспринципной фотожурналистки. Она может хладнокровно снимать умирающего человека, не пытаясь оказать ему помощь. Сама она это списывает на «профессиональную деформацию». И она непременно хочет сделать репортаж о «Красных бригадах», чем напоминает героя нео-нуара «Фотограф», затем лишь различием, что второй хотел обязательно снять гангстерские разборки.
Сюжет кинокартины вращается вокруг оказавшегося в «смутное время» в Италии опять же американского журналиста, который работает над некой книгой. Подчеркнутая таинственность не всегда является козырем в вашей карьере, так как ему никто не верит, что он «всего лишь» создает путеводитель .
И правильно не верят, так как пишется бульварный роман, основанный на итальянском материале. Однако некоторые полагают, что это документальное расследование. Опять же в будущее литературное повествование вводятся вполне реальные люди, которые наделяются нехарактерными для них и функциями (агент ЦРУ, осведомитель и т.д).
Если вы знакомы с принципами криминального жанра, то можете предугадать, что отсутствие четкой границы между выдумкой и реальностью при некоторых обстоятельствах может обернуться большой трагедией. Особенно если черновик попадет «не в те руки».
Вы можете спросить: так зачем западным спецслужбам было нужно имитировать левый радикализм? А всё очень просто – можно было одним выстрелом убить сразу двух зайцев. И устранить неугодных умеренных «прогрессивных» политиков, и подставить коммунистов, которые могли придти к власти Италии парламентским путем.