Перевод из журнала Metal Forces 1988, № 28, стр. 45
Боривой Кргин исследует концепцию, лежащую в основе нового альбома Voivod "Dimension Hatross"
В то время, когда оригинальность - такое редкое качество для большинства новых металлических групп, действительно удивительно обнаружить, что все еще остались некоторые группы, которые предпочитают рисковать и пробовать новые идеи, а не просто переигрывать все, что было сделано и услышано в прошлом миллион раз.
Единственная группа, которая действительно доводит это отношение до крайности, - монреальский квартет VOIVOD. На протяжении всей своей истории с четырьмя альбомами эти канадцы постоянно предпринимали попытки уйти от стереотипных металлических риффов и текстов и по-настоящему сосредоточиться на разработке собственного звучания и стиля. Их последняя работа, "Dimension Hatross" (рецензия в последнем номере), показывает, что они впервые пробуют свои силы в создании металлического концептуального альбома, и вы можете быть уверены, что то, что они придумали здесь, совсем НЕ обычное - да, мы говорим о СТРАННОМ, парни и девочки!
METAL FORCES недавно поговорили с главным чудаком и барабанщиком VOIVOD Эвэем об их новом альбоме и недавнем европейском туре с коллегами по лейблу Noise KREATOR, и он начал с объяснения концепции "Dimension Hatross".
"Вся история вращается вокруг эксперимента, который происходит c Воиводом (существом, а не с группой!) в лаборатории, в ходе которого он создает совершенно новое измерение - как крошечную галактику - и погружается в нее, чтобы наблюдать за эволюцией ее обитателей. История состоит из восьми глав, в каждой песне изображена отдельная часть, и она более или менее отражает то, что происходит в нашем собственном мире, и то, что, по нашему мнению, в конечном итоге произойдет с нами подобными".
"В первой песне, "Experiments", Воивод в своей лаборатории использует ускоритель частиц для создания небольшого энергетического поля, которое мы называем измерением "Hatross", а во второй части песни он входит в него. Там он встречает первых живых существ, которые из-за своих примитивных верований считают его Богом и поклоняются ему как таковому ("Tribal Convictions"). В "Chaos Mongers" Воивод вступает в контакт с некоторыми агрессивными, опасными существами, которые в нашем мире были бы террористами. "Technocratic Manipulator" имеет дело с подавлением правительством людей и их попыткой контролировать жизнь населения - мало чем отличающаяся от ситуации, описанной в книге "1984". Первая песня на второй стороне пластинки, "Microsolutions To Megaproblems", показывает, как существа-террористы вступают в прямой конфликт с правительством в попытке свергнуть его. В "Brainscan" Воивод встречается с высшими формами человеческой эволюции - организмом, состоящим исключительно из мозгового вещества, - и в "Psychic Vacuum" они используют свою силу и интеллект, чтобы захватить душу Воивода. Этот трек, конечно же, относится к большому количеству американских сект, членов которых учат зависеть от своего учителя и делать все, что им говорят, - как машины. А во время заключительного трека альбома "Cosmic Drama" Воивод срывается с места и убегает обратно в свою лабораторию, где уничтожает все созданное им измерение."
Мне кажется, что вы, должно быть, действительно надрывали свои задницы в последний год или около того, пытаясь собрать эту историю воедино - не так ли?
"Да, я бы так сказал. (смеется) На самом деле у меня была приблизительная идея концепции еще в середине 86-го, когда мы впервые гастролировали по Штатам с CELTIC FROST, но в то время мы уже начали писать материал для "Killing Technology" и не могли позволить себе заняться чем-то другим".
"Мы начали собирать новый альбом где-то в январе 87-го - сразу после того, как вернулись с сессий записи "Killing Technology", - и нам потребовалось целых десять месяцев, чтобы, наконец, собрать все воедино так, как это было в итоге записано на пластинке. На самом деле, мы написали нашу последнюю песню для "Dimension Hatross", "Psychical Vacuum", всего за несколько дней до того, как нам пришлось отправиться в наш европейский тур с KREATOR, так что у нас действительно не было много времени, чтобы думать о чем-либо еще, кроме нового альбома, до окончания записи в декабре прошлого года."
Какие музыкальные изменения - если таковые были - вы чувствуете, что внесли с помощью этой записи?
"Ну, поскольку при написании нового материала мы всегда сначала придумываем концепцию песни, у этой пластинки - из-за ее странной тематики - не было другого выбора, кроме как получиться еще более странной, чем "Killing Technology", которую многие люди и так назвали странным альбомом. В принципе, если вы хотите сказать, что с "Killing Technology" мы двигались в направлении, которое вы могли бы назвать "направлением VOIVOD", то этот альбом - еще более индивидуальная работа, чем его предшественник. Песни определенно немного отличаются от нашего предыдущего материала, и, вероятно, поначалу к ним будет довольно сложно привыкнуть, но я чувствую, что они такие же тяжелые и агрессивные, как и все, что мы делали раньше".
Как ты думаешь, есть ли шанс, что вы потеряете кого-то из своих старых поклонников из-за того, что этот альбом такой странный?
"Нет, я действительно так не думаю, потому что мы никоим образом не пожертвовали агрессией и энергией, которыми прославились наши прошлые усилия; мы по-прежнему звучим как та же группа, которая записала "Killing Technology" и "Rrroooaaarrr", за исключением того, что теперь мы более продвинутые и зрелые, как авторы песен и музыканты.
"Лично я действительно не думаю, что между "Killing Technology" и "Dimension Hatross" такая уж большая разница; конечно, мы стали немного более странными и даже более нестандартными, чем раньше, но общее ощущение осталось прежним, я думаю".
Многие люди задавались вопросом, откуда именно вы черпаете свой звук - вы действительно звучите не так, как любая другая группа в современном металле. На ваш взгляд, какие составляющие делают звучание VOIVOD таким?
"Я определенно думаю, что это сводится к нашему влиянию и тому материалу, который мы вчетвером слушаем, когда не играем музыку VOIVOD. Лично мне нравится слушать много психоделических и индустриальных вещей, таких как BAUHAUS и KILLING JOKE, в то время как Piggy (гитара), например, увлекается действительно старой музыкой, такой как KING CRIMSON, PINK FLOYD и множеством малоизвестных групп, которые существовали долгое время назад, но так никуда и не пробились. Басист Блэки любит слушать много классической музыки, а Снейк (вокал) проводит много времени, слушая старый панк, такой как THE MISFITS, THE DAMNED и THE DEAD KENNEDYS. Когда мы объединяем все эти влияния, получается действительно странная смесь, и я думаю, что именно это делает нашу группу такой оригинальной".
Учитывая, что у вас такое разнообразное и уникальное влияние, вы когда-нибудь задумывались о маркетинговой стороне вещей и о том, как сделать VOIVOD немного более доступным для металлических масс?
"Нет, вовсе нет. Конечно, для нас важно, чтобы мы не потеряли поклонников, которые у нас уже есть, и тех, кто следовал за нами с самого начала, но мы действительно не уделяем большого внимания коммерческой стороне музыкального бизнеса. Если бы это зависело от нас, мы бы предпочли быть известными как культовая группа с преданными поклонниками, чем как мейнстрим с "фанатами", которые покинут нас, как только мы перестанем быть "крутой" группой. То, что мы играем прямо сейчас, - это именно то, что мы хотим играть, и мы не собираемся меняться только потому, что думаем, что можем стать более успешными, играя в каком-то другом стиле. Для нас очень важно, чтобы мы были счастливы, делая то, что делаем в первую очередь, а не то, насколько успешными мы можем быть или что-то в этом роде".
Но не тяжеловато ли иногда играть такой бескомпромиссный материал и в то же время зарабатывать на нем на жизнь? В конце концов, вам действительно нужны деньги, чтобы выжить, независимо от ваших убеждений.
"Да, это правда, но пока мы можем выжить прямо сейчас, это все, что имеет значение. Наши пластинки стабильно хорошо продавались на протяжении многих лет, и сейчас мы получаем от Noise достаточно денег, чтобы платить за аренду и жить на них, хотя это ни в коем случае не так много. Я думаю, что наши поклонники растут - медленно, но верно - с каждым новым альбомом, который мы выпускаем, и я действительно не думаю, что это не в пределах возможного, что однажды мы будем зарабатывать больше денег, чем сейчас, но это будет только потому, что мы остались верны себе, нашим корням и нашему естеству, а не потому, что мы продались или поступились своими убеждениями".
Считаете ли вы, что вам сейчас труднее сводить концы с концами из-за того, что у вас больше нет поддержки профессионального менеджмента (давний менеджер VOIVOD, Морис Ришар, решил уйти в конце американского тура группы 1987 года с KREATOR)?
"Нет, не совсем; если уж на то пошло, нам сейчас немного легче разобраться во всем, чем было с Морисом, потому что за последние несколько лет мы многое узнали о музыкальном бизнесе, и нам не нужно идти через другого человека, чтобы получить то, что мы хотим - думаю, можно сказать, что сейчас мы стали немного более деловыми людьми".
Итак, какие у вас сейчас отношения с вашей звукозаписывающей компанией Noise Records?
"На самом деле они очень хороши. Как вы, возможно, знаете, "Dimension Hatross" - наш последний альбом для Noise по нынешнему контракту, поэтому у нас есть возможность сменить компанию для нашего нового альбома, который мы надеемся записать в конце года. Что мы собираемся сделать, так это проверить ситуацию с некоторыми другими лейблами, прежде чем мы сделаем наш следующий альбом, чтобы мы могли получить представление о том, что для нас лучше всего, а затем мы подпишем контракт. Есть хороший шанс, что мы продлим контракт с Noise, потому что они действительно были справедливы к нам в течение последних двух лет с продвижением и всем остальным, но сначала мы хотим осмотреться, чтобы понять, сможем ли мы получить еще более выгодную сделку от кого-то другого".
В заключение Эвэй пожелал, чтобы я от имени группы извинился перед всеми их европейскими фанатами, которые в декабре прошлого года пришли посмотреть на их выступление на фестивале "Christmas On Earth" в Лидсе, но в итоге разочаровались. "Мы застряли в Бельгии без гитар, потому что у нас не было надлежащих виз для въезда в страну. Похоже, что промоутер шоу не знал, что мы канадцы, и поэтому он не смог предоставить нам нужные документы для нашего тура по Англии. Самое смешное, что позже мы узнали, что могли бы пройти таможню без каких-либо проблем, если бы только сказали, что посещаем страну в качестве туристов и не собираемся играть никаких шоу, пока мы там. Но, будучи честными парнями, какими мы и являемся (!), мы должны были сказать им правду, и в итоге мы все-таки отказались от участия в шоу!"
Нужно ли мне говорить больше?