До вокзала Клара Петровна добиралась на такси.
- Далеко собрались? – поинтересовался у неё таксист, словоохотливый мужчина примерно её возраста.
- В Иркутск еду, к дочери.
- Далеко, однако… А чего не на самолёте? Это же гораздо быстрее.
- А куда мне торопиться? Я теперь пенсионерка и времени свободного хоть отбавляй. Вот и проедусь спокойно, посмотрю нашу Россию-матушку… В молодости очень хотелось куда-нибудь далеко отправиться на поезде, а возможности не было. А теперь вот есть.
- Ну да, всё верно, - согласился мужчина, - это молодёжь всё куда-то торопится, спешит, а в нашем с вами возрасте уже иначе смотришь на жизнь и всё больше понимаешь, что иногда стоит затормозить и насладиться текущим моментом.... У Омара Хайяма есть хорошие стихи:
«Кто понял жизнь тот больше не спешит,
Смакует каждый миг и наблюдает,
Как спит ребёнок, молится старик,
Как дождь идёт и как снежинки тают…»
- Надо же, а вы романтик, - поразилась Клара Петровна, слушая с каким чувством таксист прочитал стихи.
- Ну а почему вас это так удивляет? Думаете, что водитель такси не может любить поэзию?
- Нет, что вы. Извините, если обидела. Не хотела. Я тоже очень люблю стихи. Даже когда-то в юности пыталась сама что-то сочинять…
- Да я не обижаюсь, - улыбнулся водитель, посмотрев на Клару Петровну. – Вообще уже давно ни на кого не обижаюсь. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на обиды. Согласны?
- Согласна.
- А вы надолго к дочери?
- Пока не знаю. Как получится. Обратного билета у меня ещё нет. Поживу, пока не надоем...
- Не сочтите мой вопрос бестактным, но почему вас никто не провожает?
- Некому, - пожала плечами женщина и ей самой стало от этого грустно.
Когда они приехали на вокзал, мужчина вызвался помочь Кларе Петровне с вещами. Она отказывалась, но таксист не желал слушать никаких возражений. Он ловко подхватил увесистые сумки Клары Петровны и донёс их до платформы, с которой отправлялся её поезд.
- Это нехорошо, когда человек куда-то уезжает, а его никто не провожает, - сказал мужчина. – Поэтому позвольте мне побыть в роли вашего провожатого.
- Ну хорошо, - согласилась женщина, - я уже поняла, что с вами лучше не спорить.
- В некоторых вещах да, лучше не спорить, - улыбнулся мужчина.
Вскоре подошёл поезд, и таксист занёс вещи Клары Петровны в купе, пожелав ей доброго пути. Когда мужчина ушёл, она подумала о том, что даже не спросила его имени, и он не спросил. Впрочем, какая разница, всё равно они больше никогда не увидятся. Такого мужчину дома точно ждёт жена. Повезло же кому-то…
Клара Петровна переоделась в удобный домашний костюм, купленный специально для этой поездки и присела на свою полку, ожидая увидеть своих попутчиков. Через несколько минут в купе вошла молодая симпатичная женщина, на вид ей было не больше тридцати, а вместе с ней была девочка. Очевидно, дочка.
Женщина поздоровалась с Кларой Петровной и предложила сразу познакомиться. Оказалось, что её зовут Кристиной, и она вместе с восьмилетней дочерью тоже едет в Иркутск.
- У меня муж там служит. Мы всё лето гостили с Катюшкой у моих родителей, а теперь вот назад возвращаемся. Миша нас уже заждался.
- Надо же, какое совпадение, - удивилась Клара Петровна. – Мой зять тоже сейчас служит в Иркутске. В гости к ним еду. Соскучилась очень по дочке и по внукам.
- Представляю, - понимающе кивнула Кристина. - Вы уже бывали в Иркутске?
- Нет, я так далеко никогда от дома не уезжала. А недавно вышла на пенсию и решилась на эту поездку.
- И правильно, - улыбнулась соседка по купе. – Сменить обстановку всегда полезно. И с родными повидаетесь и массу впечатлений получите. Уверена, что вам понравится Иркутск. Там много красивых мест, есть что посмотреть. На Байкал обязательно съездите, там очень красиво! Да и вообще в Сибири великолепная природа, мне там очень нравится. Поначалу я так переживала, прямо декабристкой себя чувствовала, когда впервые с мужем ехали в те края. А потом привыкла и полюбила эти места.
- А по родителям сильно скучаете? – спросила Клара Петровна.
- Скучаю, конечно, поначалу было очень тяжело жить вдали от родных, от друзей… Но со временем обвыклась, подруги появились… Я ведь понимала за кого выходила замуж. За офицера. Я должна быть мужу опорой, надёжным тылом. Поэтому куда он, туда и я...
- Какая вы молодец, Кристиночка, - искренне восхитилась Клара Петровна. - Такая молоденькая, а мудрая…
- Спасибо, - слегка смутилась Кристина и тут же предложила. – А давайте чаю попьём, мне мама в дорогу пирожков напекла. С капустой и с картошкой.
- Давайте, - согласилась Клара Петровна. – У меня есть домашнее печенье, тоже сама испекла. Думаю, Катюше понравится. Мои внуки такое очень любят. Жаль, что редко удаётся их побаловать домашней выпечкой. Но ничего, пока буду гостить у дочери, побалую Леночку с Данилкой.
После чаепития Клара Петровна достала из сумки книгу, которую купила в дорогу, и погрузилась в чтение, временами ловя себя на мысли, что скользит глазами по строчкам, а думает о другом. После общения с Кристиной и её дочкой на душе стало тепло и одновременно грустно.
Она вспоминала, как её Марина вскоре после свадьбы засобиралась в дальний путь к месту службы мужа. Дочь уезжала из родного дома со слезами на глазах, и у Клары Петровны тоже сердце на части разрывалось от предстоящей разлуки с единственной дочерью.
Она очень переживала за Марину, как она там будет в чужом краю… Первое время женщина просто места себе не находила, из рук всё валилось… Потом понемногу привыкла. Человек ко всему привыкает. Ну или почти ко всему…
Немного успокоилось материнское сердце только тогда, когда увидела она, что дочь по-настоящему счастлива. Николай оказался хорошим мужем, жили они с Мариной дружно, заботились друг о друге, любили… Потом сынок у них родился, а через три года дочурка.
Клара Петровна была рада за дочь, когда-то она очень боялась, что Марина повторит её судьбу, связав свою жизнь с человеком, который не сделает её счастливой. Но у дочки всё сложилось иначе, и Клара Петровна была довольна. Только вот скучала она очень, и если бы не работа, то чувствовала бы себя совсем одинокой…
Работа была её спасением, и вдруг это сокращение… Клара Петровна в какой-то момент даже почувствовала себя выброшенной на обочину жизни. Ей овладели невыносимая тоска и одиночество… Как хорошо, что дочка уговорила её приехать погостить. Но только потом ей снова придётся вернуться домой и снова оказаться в лапах одиночества…
От этой мысли Кларе Петровне становилось не по себе, и она решила, что нужно постараться не думать об этом. Во всяком случае пока. Впереди долгожданная встреча с родными, общение с внуками… Как же она соскучилась, как жаль, что Леночка и Данилка растут вдали от неё.
Она так завидовала своим подругам, которые помогают детям в воспитании внуков, проводят с ними много времени. Если бы её дочь и внуки были рядом, она бы не чувствовала себя одинокой. Но, увы, пока ей приходится довольствоваться только редкими встречами и разговорами по видеосвязи.
Клара Петровна почувствовала, что её тянет в сон, она убрала книгу и улеглась поудобнее, насколько удобно можно улечься на узкой полке в поезде. Какое-то время она слушала ритмичный стук колёс, а потом заснула.