Добрый день, дорогие геройщики! Близится знаменательная дата - 2 года моему скромному сообществу без контента. И, в честь этого, я хотел бы (помимо авторских смешнявок) выкатить для вас что-то действительно полезное. Например то, чем пользуюсь я сам при создании карт. Ни для кого не секрет, что весь шарм в «Героях 4» для картостроителя таится в огромном многообразии нестандартных решений, которые он может применять для своего творчества. Но, что если я скажу, что ваш творческий инструментарий может быть гораздо шире и качественнее? Сегодня вы познакомитесь со списком модов, которые я применяю в своей работе, и искренне готов поделиться им в массы, аки картостроительный Прометей. В этой статье вы найдете описания, ссылки на скачивание, инструкции по установке и советы по пользованию.
· Equilibris 3.6 beta/3.55
Что это такое?
На данный момент проект «Эквилибрис» является самой масштабной фанатской разработкой по «Героям 4», направленной на исправление багов оригинальных «Вихрей», изменение баланса, улучшение поведения ИИ, добавление новых опций и, конечно же, вкусных объектов для картостроя.
Пусть для некоторых особо консервативных фанатов (таких как я раньше) решения, использованные в модификации, могут показаться спорными (особенно в отношении ИИ), плюсы сего поделия определённо перевешивают минусы и открывают для творца множество новых возможностей.
Отдельного упоминания заслуживает бета-версия 3.6, которая вышла в релиз спустя многие годы после 3.55. В ней было добавлено ОГРОМНОЕ количество новых декоративных и функциональных объектов (включая жилища чудищ и царей драконов), а также скриптовые текстовые конструкции, о которых мы рассказывали в одном из предыдущих гайдов. Также присутствует ряд важных геймплейных изменений: такие как реворк навыков Лорда, бонусов классов героев, ребаланс заклинаний и многое другое. Разгуляться есть где, так что выбирайте ту версию мода, которая вам ближе, и творите свои шедевры. От себя могу порекомендовать для более консервативных игроков сперва проникнуться версией 3.55 прежде, чем перейти к 3.6.
Как установить?
Скачать и установить Equilibris 3.55 невероятно легко:
- Распаковываете;
- Наслаждаетесь геройским досугом.
С версией 3.6 beta несколько по-другому:
- Для установки версии 3.6 НЕ требуется ставить её поверх оригинальных Вихрей. Также из сборки убран весь лишний мусор;
- Если хотите установить hd-версию, то снимите галочку с мода Верока;
- Играете с удовольствием;
- Если есть проблемы с лагами, или же разрешением: перейдите в Панель управления NVIDIA → Регулировка размера → Не выполнять масштабирования → выберите «Графический Процессор» вместо «Дисплей».
Nota bene: Помните, что если вы кидаете свою прокаченную новыми объектами и скриптами карту на зацен другалькам, - у них тоже должен быть установлен Equilibris соответствующей версии!
· HD Resolution Mod by Verok
Что это такое?
Вне всяких сомнений, один из самых великолепных костылей, которые когда-либо выпускали для серии «Герои Меча и Магии». Ни для кого не секрет, что ванильная версия «4-х Героев» не самая практичная для игрового экспириенса. Маленькое разрешение, частые лаги - это то, что зачастую сопровождает нас в устаревших играх нулевых. Графический враппер Верока успешно решает эту проблему, фактически предоставляя нам оптимизированные hd-герои.
Сейчас HD mod по умолчанию предустановлен во многие кастомные сборки, но, если вы по каким-то неведанным причинам до сих пор не обзавелись этой классной штукенцией, - немедленно бегите качать её и улучшать ваш игровой экспириенс в 100500 раз!
Как установить?
- Качаете и устанавливаете саму игру (HoMM 4 Complete или с модом Equilibris);
- Запускаете его и извлекаете в корень вашей игрули;
- Вы великолепны.
Советы по использованию.
Чтобы изменить соотношение сторон, разрешение или доп. настройки игры:
- Выйдите в оконный режим игры через меню настроек игр или нажав клавишу F4;
- Для настройки соотношения сторон в меню верхнего окна перейдите в «Моды» → «Resolution Mod» → выберите нужный режим;
- Во вкладе «Изображение» в меню верхнего окна также можно настроить интерполяцию, масштабирование и произвести настройку цвета;
- После изменений перезапустите игру;
- Для смены разрешения в самой игре клацаете «Настройки» → «Установки игры» → выставляете нужное вам значение;
- (только «Экви») Также в верхнем меню (раздел «Моды» → «Equilibris») вы теперь можете управлять существами, которые появляются через навык «Некромантия» и «Призывание». Нажатие комбинации «Alt+E» на герое в самой игре даёт аналогичный эффект.
· HoMM IV FaceTool 1.1
Что это такое?
Мой личный фаворит, без которого авторские сценарии в «Героях 4» были бы и вполовину не такими интересными. Любой картостроитель знаком с ситуацией, когда не всем персонажам можно подобрать подходящий задумке облик в виду ограниченности портретов. Тогда в ход идёт фантазия, дорисовывающая нужную картинку в сознании, но, увы, свои мысли не запихать в головы игроков, что будут проходить вашу карту. Когда я столкнулся с этим при создании рпг-проекта, то мог только мечтать о такой софтине. Сколь велико же было моё удивление, когда мне поведали о том, что такая программа и в самом деле существует. Ну, тут мне масть-то и попёрла…
Говоря кратко, эта программа позволяет вам заменить любого из имеющихся оригинальных героев на своего собственного: с новым портретом, именем и описанием.
Важное уточнение, гайс: «FaceTool» работает только с версиями «Экви», поэтому попробовать эту штуку можно лишь с вышеупомянутым модом.
Как установить?
- Скопируйте утилиту в папку с игрой;
- При необходимости укажите путь к файлу data/equi.h4r;
- Добро пожаловать во внутриигровую таверну со всеми героями.
Советы по использованию.
Как заменять героев:
- Все новые герои заменяют собой оригинальных, поэтому выбирайте сперва тех, кто нравится вам меньше всего;
- Создаёте/ищите портрет, который хотите видеть у нового героя. Фон может быть абсолютно любой (но в ваших возможностях прифотошопить лицо к оригинальному цветовому кругу);
- Чтобы скопировать себе фоновый круг любого персонажа для последующего редактирования, в утилите клацаете «Edit» → «Copy template ring to clipboard»;
- Размер картинки должен соответствовать оригиналу - 82х82 пикселя;
- Копируете получившийся результат в буфер обмена;
- В меню проги жмакаете «Edit» → «Paste Portrait from Clipboard». После этого у выбранного в данный момент героя новый портрет;
- Пишите в текстовых окнах новые имя и биографию;
- Жмакаете галочку и наблюдаете сообщение «File Packed Successfully»;
- Повторяйте эти пункты до бесконечности;
- Все созданные вами персонажи будут храниться в файле data/new_mod.h4r. Чтобы ваши друзья могли тоже поиграть с кастомными героями - скидывайте им этот файл вместе с картой.
Пара авторских советов:
· Создавайте портреты для каждого вашего проекта отдельно и храните их в разных файлах: это позволит как следует разгуляться в уникальном оформлении каждой карты и лишит вас проблемы «мультивселенной», в которой единственные персонажи во всей игре - это герои из ваших проектов.
· Так вышло, что на этой софтине я успел уже съесть собаку. И не раз у меня уже была ситуация, когда при импорте портрета в «FaceTool» часть картинки портилась пикселями альфа-канала (прозрачный фон). Ни на одном форуме мне не удалось найти решения данной проблемы, но опытным путём я-таки докопался, что причина кроется в распознавании программой слишком тёмных участков картинки как постороннего фона, который нужно вырезать.
Решение такое: выбрать цвет ярче на несколько единиц с каким-либо оттенком и покрасить все «исчезающие» участки. Вместо старых точек могут появиться новые - красьте до победного. Визуальной разницы в цвете вы всё равно не увидите, а портрет свой спасёте.
· UPD от ColdWarrior: очень редко, но всё же может случиться такое, когда разработчик карт прописал, например, в квестовых воротах имя стандартного героя, которого можно нанять в таверне. В таком случае, если вы меняли этого персонажа, квест рискует стать невыполнимым, особенно, если герой прописан в условии на кириллице. Имейте это в виду.
· H4 Object Package
Что это такое?
Мод, направленный на расширение творческой палитры картостроителя. В нём вы встретите кучу новых декораций разной степени полезности: от очень крутых и атмосферных до вырвиглазно-мультяшного убожества (но зато с кавайными глазодеревьями и шрековским сортиром). Также здесь есть классный террейн, уникальные «погодные» эффекты и отзеркаленные версии большинства существующих активных объектов (что бывает очень полезно для визуального разнообразия). А что самое клёвое - «H4 Object Package» не конфликтует с модом «Equilibris», а для его установки не обязательно производить замену игровых файлов.
Как установить?
- Скачайте архив с модом отсюда. Помимо основных файлов внутри будут карты с презентацией новых объектов (устанавливать их необязательно);
- Поместите файл storm_updates.h4r в папку Data. Именно в нём содержатся все новые ресурсы мода (замена файлов не потребуется);
- Поместите файлы current.aop/equi.aop в папку Data с заменой, если хотите обновить пресеты в редакторе «Вихрей»/«Экви» на те, что содержат новые объекты.
- Не рекомендую заменять файл equi.aop в версии «Экви 3.6», т.к. пресет устарел относительно неё, и вкладки с новыми объектами «Экви» попросту пропадут. В данном случае, советую из редактора «Вихрей» разместить объекты мода на карте и затем вручную, перейдя уже в редактор «Экви», добавить их в созданные вами разделы.
- Если вы захотите поделиться картой, в которой использовали данный мод, - достаточно прикрепить к ней файл storm_updates.h4r.
· Advanced Options Map Editor (H4MG)
Что это такое?
Ваш скриптинговый лучший друг. Воистину, недооценённая картостроителями утилита, функционирующая на базе Java. Использовать её за все годы картостроя мне приходилось очень и очень мало (точнее, никогда), и очень зря. Если бы я раньше распробовал сию прогу, то моя богатая на события контентмейкерская жизнь стала бы намного проще. Наткнувшись на её интерфейс впервые, вы, вероятно, первым делом увидите непонятные ползунки настроек и куцые кисточки для ландшафтинга (хоть и достигающие невообразимых размеров). Однако, за невзрачной одёжкой скрывается богатый внутренний мир, что также не отменяет и порцию припрятанных скелетов в шкафах. Поэтому, чтобы разложить всё как следует по полочкам, я распишу вам все плюсы и минусы данной софтины.
Жирненькие плюсцы:
· Самый главный и самый большой: можно копировать скрипт ЛЮБОГО объема в ЛЮБОЕ событие (в том числе и на другую карту). Многие рпг-мейкеры продали бы душу за такой функционал в ваниле;
· Вы можете создать отдельный файл, в который будет подгружаться группа событий из вашей карты, чтобы использовать её в других проектах. Вам нет необходимости каждый раз открывать карту заново, чтобы надёргать оттуда скриптов;
· Также есть возможность сохранять отдельно в файл квест-хаты, города, гарнизоны, героев и т.п. Создали нереально крутое казино или магазин из скриптового домика для одной карты? Теперь этим казино пользуются и другие! *ехидные звуки коммунизма*
· Удобный древовидный просмотр событий, где к любому скрипту можно перейти без необходимости раскрывать бесконечные «вложения». Быстрый и лёгкий доступ ко всем событиям на карте и объектам, которые могут их содержать;
· Простой переход из скрипта, вызывающего событие, к самому событию. Если на карте локалка активирует триггерное событие, спрятанное в одном из пятиста тысяч гномов, - вы можете просто редактировать «детонатор», и из него перейти к «бомбе».
Вяленькие плюсямбы:
· Быстро и эффективно «раскрашивает» ландшафт (особенно полезно, если вы умеете и любите рисовать арт на миникарте);
· Есть возможность создать подземельную «бездну» без камней и скал, которые её окружают;
· Есть какие-то мудрёные доп. настройки карты и ИИ, но их работоспособность находится под большим вопросом.
Неприятные минусоиды:
· Нет возможности отменить/вернуть последнее действие («Одна ошибка, и ты ошибся»);
· Хоть настройке подлежит множество типов событий, но НЕ ВСЕ! Да, я обнаглел. Нельзя редактировать условные требования (conditional requirements) и некоторые типы скриптов. Также показываются и редактируются не все поля объектов с событиями;
· Не умеет создавать плавные переходы на местности (везде остаются ступеньки), так что детально карту придётся рихтовать в редакторе;
· Декорации, активные объекты, юниты и пр. недоступны для размещения;
· Многое из заложенного функционала так и осталось нереализовано.
Всё-таки для чего-то большего, чем работа со скриптами, утилита вряд ли тянет. Однако, даже тот функционал, что присутствует в ней сейчас, представляет из себя уникальный самородок для создателей рпг-карт (и не только), а это стоит того, чтобы скачать сию штуковину и чутка её потыркать.
Как установить?
Всё очень просто:
- Распакуйте его в любое удобное место;
- Запустите с помощью ярлыка «Heroes_4_Map_Generator», создавайте новую карту или открывайте сохранённую, и скриптите по-божески.
· Random Map Generator v.3.4
Что это такое?
Софтина малой полезности (но фан), название которой красноречиво говорит о функционале. Последняя её версия вышла в 2003 году, что как бы намекает: результат можно ожидать такой себе прогрессивности. Но, так или иначе, в сгенерированные карты вполне можно играть, что какой-никакой результат. Быть может, кому-то удастся создать в ней основу авторского сценария, а некто скрасит время, просчитывая формулу генерации десятибалльного шедевра (забудьте об этом). Но, попытка всё ещё не пытка.
Как установить?
- Распакуйте архив в любую папку;
- Зайдите в свойства «Ярлыка для запуска». В строке «Объект» пропишите один из параметров. В соответствии с ним у вас будет генерироваться карта заданного размера: –wr1 (маленькая карта); –wr2 (средняя карта); –wr3 (большая карта); –wr4 (очень большая карта).
- Запустите прогу через «Ярлык для запуска», настройте желаемые параметры и нажмите «Запуск», чтобы сгенерировать карту;
- Отправьте полученное чудовище в папку с картами. Поздравляю, у вас есть сгенерированное компом нечто.
· H4ResourceEditor
Что это такое?
Инструмент, предназначенный для редактирования ресурсов «Героев 4» и def-файлов. На данный момент это самый глубокий и продвинутый редактор, так как в прямых руках он способен изменить игру до неузнаваемости. Полноценный моддинг, мать его.
Шо могёт:
- Читать/модифицировать активные объекты;
- Читать/модифицировать анимации;
- Читать/модифицировать файлы слоёв;
- Редактировать файлы .h4r;
- Упаковывать собственные файлы .h4r;
- Редактировать заставку главного меню;
- Проигрывать и заменять аудио-файлы;
- Редактировать числовые значения;
- Изменение юнитов/героев;
- Просмотр и редактирование экранов городов.
К сожалению, я слишком тупой для юзания этой программы и не могу расписать для вас деталей её использования. Думаю, это вполне может стать темой одного из следующих гайдов.
Как установить?
- Распаковываете в любую папку;
- Запускаете софт через файл «H4ResourceEditor».
На этом список известной мне полезной софтины подходит к концу. Отдельную благодарность хочется выразить лучшему фанатскому сообществу - «Heroes of Might and Magic 4 Equilibris», без которого не существовало бы таких классных сборок и живого ру—комьюнити. Буду рад любой обратной связи касательно гайда, в особенности, если вам есть чем его дополнить. На данном этапе мне удалось лишь поверхностно разобраться с «H4ResourceEditor», поэтому хотелось бы увидеть комментарий моддингового гигачада, который разложил бы всё по полочкам.
Напоследок, я приготовил для вас небольшой подарок: готовую сборку «Equilibris 3.6 beta-hd», которая содержит в себе моды «HoMM IV FaceTool», «H4 Object Package», «Advanced Options Map Editor», «Random Map Generator» и «H4ResourceEditor».
Скачать её можно с моего Яндекс.Диска. Буду весьма рад, если благодаря этой сборке кто-нибудь сотворит классную мапку! :>