Найти в Дзене

За что цензура зарубила альбом «Аракса» — несостоявшийся шедевр и упущенный шанс советского рока

Не будет преувеличением, если я назову «Аракс» одной из самых крутых рок-групп в СССР. Команда подобралась весьма мастеровитая и изобретательная: в составе заявили о себе Тимур Мардалейшвили, Вадим Голутвин, Анатолий Алёшин, Сергей Рудницкий, Сергей Беликов и другие. Песни «Аракса» даже в наши дни звучат отлично, без скидок на возраст.

Первоначально группа обеспечивала музыкальное сопровождение для спектаклей театра Ленком. Именно «Аракс» записали хитовый саундтрек к фильму «31 июня» (1978). А через год ради картины «Узнай меня» собралась та же звёздная компания: Александр Зацепин, Леонид Дербенёв, Татьяна Анциферова и «Аракс»:

В 1979 году Юрий Антонов с «Араксом» записали песни «Жизнь», «Я вспоминаю», «Моё богатство», «Зеркало», «Золотая лестница», «Тебе», «Не забывай», «Двадцать лет спустя», «Анастасия», «Дорога к морю». Они вышли на «Мелодии» на трёх миньонах в 1979, 1980 и 1982 годах, а также частично на альбоме Юрия Антонова «Крыша дома твоего» (1983):

В качестве благодарности за сотрудничество мэтр передал несколько песен для грядущего полновесного альбома «Аракса». Они были записаны весной 1980 года. Среди них, например, отменный трек «Радуга»:

На первой стороне пластинки «Колокол тревоги» должны были звучать песни Юрия Антонова, на второй — творения участников самой группы. Несомненно, альбом стал бы хитом. А сама команда, которая уже распрощалась с театром, вышла бы на большую сцену уже в статусе звёзд первой величины.

-2

Всё шло к сенсации! В 1981 году «Всё, как прежде» и «С чего бы?» вышли на миньоне, предваряя релиз:

Но, к сожалению, грандиозным планам «Аракса» не суждено было сбыться. Потенциальный бестселлер в 1981 году зарубил худсовет из членов Союза композиторов. Почему? На этот счёт существуют разные мнения.

Возможно, худсовету показалось, что Юрия Антонова и так слишком много. В это время композитор постоянно выпускал свежий материал и вообще был на подъёме. Песни Антонова звучали в ресторанах, что приносило ему баснословные доходы. А тут ещё целый лонгплей с потенциальными хитами...

В 1982 году вышла знаменитая статья «Рагу из синей птицы» с критикой «Машины времени». На какое-то время рок-музыка снова стала считаться сомнительной и вредной. А потому и готовый к выпуску альбом «Аракса» снова оказался не ко времени и к месту.

Кроме того, в том же году против директора «Аракса» Валерия Андреева было возбуждено уголовное дело с обвинением в хищении более 1500 рублей. В октябре и сама команда на этом фоне была официально запрещена и распущена. Оригинальные плёнки были размагничены, огромная работа — уничтожена.

Музыканты, конечно, не затерялись: разошлись по другим ансамблям. А ведь могли творить вместе и дальше... Судя по совместным с Юрием Антоновым миньонам и сохранившимся записям, «Аракс» были на пике формы и продуктивности.

Судьба песен из «Колокола тревоги» оказалась витиеватой. «Земляничная поляна» и «Ноктюрн» вышли на миньоне ВИА «Самоцветы» в 1984 году, хотя «Самоцветы» не имели к ним отношения:

«Антоновская» половина «Колокола тревоги» вышла в 1987 году на альбоме «От печали до радости». Запрещённый «Аракс», конечно, упомянут на конверте не был:

Целиком альбом «Колокол тревоги» официально так и не вышел. Зато разлетелся по стране на самиздатовских бобинах, став реликвией магнитофонной эпохи. Позже появились и пиратские сборки полной версии «Колокола тревоги» из песен в том виде, в котором они сохранились.

Хорошо, что хотя бы так, в перезаписи до нас дошли эти классные вещи. Можно послушать и представить, как развивался бы советский рок, если бы «Колокол тревоги» во всём своём блеске вышел на пластинке фирмы «Мелодия»... Может, достойной музыки было бы больше!

#музыка #ссср #история #рок #искусство