Иногда случаются предвосхищения событий. Вот, скажем, в январе я написал в своём блоге небольшую заметку. Это был довольно странный пост, словно по наитию. О решениях и о неотвратимых, зачастую непоправимых последствиях, связанных с ними:
Тогда это было непонятно, в связи с чем. Но в воздухе уже ощущалось напряжение, будто мир подходит к точке бифуркации, после которой система перейдет в новое состояние. Так оно и произошло. И смысл моей январской публикации в свете последних событий видится уже под другим ракурсом.
Последствия, как и решения, образуют определенную канву событий, матрицу. Основанную на тесной взаимосвязи причин и возникающих следствий.
И эта матрица, словно наезженная колея, определяет дальнейшее направление событий, формирует их нарратив. Вырваться из которого довольно сложно. И это одна из больших проблем в разных сферах человеческой жизни: от психологии межличностных взаимодействий до геополитики.
Чтобы сломать такой нарратив-матрицу, нужно обладать недюжинной смелостью, решимостью, силой и желанием. Скажем, сейчас это пытаются сделать Азербайджан и Армения в переговорах друг с другом. И это им отчасти удается. Потому что есть такое обоюдное желание.
Россия пока исключена из этого переговорного процесса по вполне понятным причинам. Впрочем, свою позицию она уже высказала, призвав все конфликтующие стороны к заключению мира.
Основой налаживания отношений стало признание на переговорах в Праге территориальной целостности обоих стран.
Такой тезис потребовал большего мужества от армянской стороны в лице Пашиняна, поскольку идет в разрез с агрессивно-националистической парадигмой партии войны, отвергавшей любые уступки по Нагорного Карабаху. Признание территориальной целостности Азербайджана означает отказ Армении от претензий на данную территорию, которая до этого обозначалась как "спорная".
Впрочем, в ходе последней войны контроль Армении над Карабахом и так был почти утрачен, так что здесь Ереван просто констатировал фактическое положение взамен гарантий мира. Вполне разумная Realpolitik, приверженцем которой является бывший лидер армянской оппозиции Никол Пашинян, пришедший к власти весной 2018г. на волне цветной "абрикосовой революции".
Глупыми армянских политиков не назовешь, они всегда стараются выбрать то, что им кажется оптимальным вариантом, поступая довольно прагматично. В данном случае - это мир и налаживание стабильных, конструктивных отношений со своими соседями. Это, во-первых, Азербайджан, а за ним, очевидно, Турция. Как член НАТО, региональная сверхдержава и страна, где проживает значительная часть армянского населения.
Армянский политический истеблишмент активно стремится на Запад, в Европу и США.
А самый краткий путь туда лежит через Турцию - как в географическом, так и геополитическом плане. Ради этого Ереван и готов к трансформации своих политических, даже ментальных нарративов.