Найти тему

Зачем куреням балясины?

Или 10 правил казачьего куреня

Много ли вы знаете не столичных храмов, порядком удаленных от Москвы и Петербурга, в которых молились члены царской фамилии? Воскресенский войсковой собор станицы Старочеркасской относится к тем редким местам, где преклоняли голову перед Ликами святых и Спасителя российский император Александр I, его брат великий князь Михаил Павлович, и наследник престола, цесаревич Николай Александрович, сын Александра II. Их посещение отмечено в соборе отлитыми в металле надписями. Здесь молился великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин , 8 июня 1820 года вместе с братьями Раевскими он побывал в соборе. Это самый древний каменный храм донской земли – Воскресенский войсковой собор.

Собор этот необыкновенный. Он вроде бы и канонический, и, в то же время, очень специфический, мало похожий на другие.

Например, по периметру собора идут длинные, пестро разукрашенные балкончики. Их основания выполнены в виде расписных досок - на них сюжеты из Старого и Нового Завета. Каждая картинка взята в медальон с завитушками -картушами и рядом пояснение, что происходит на картинках. Какие-то из них даже в стихах.

Этот прием с опоясывающими храм "балясинами" заимствован из гражданского строительства жителей Дона. Так как основная моя работа связана со строительством индивидуальных домов в Краснодарском крае, на побережье, в Крыму, в Ставрополье, а теперь и в Москве и на Алтае, то мне особенно интересно было узнать про особенности строительства в этих местах.

-2

Вообще соединение народных традиций - наивной росписи, яркости, "малевания", как сказал бы Гоголь, с традиционной канонической православной пышностью - само по себе интересное явление, эстетическое удовольствие.

Посмотрите, как изображен грешник, замеченный в пьянстве. Кажется, он не очень испугался - пьяному море по колено. А зрителям жутко.

-3

У Гоголя в таком же доходчивом для грешников мастерстве был замечен главный герой "Вечеров на хуторе близ Диканьки": "Обзаведшись семьёй, Вакула расписал свою хату красками, а в церкви намалевал чёрта, да «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».".

Заметили деталь - "расписал свою хату красками". Казаки тоже придавали большое значение эстетике жилья.

-4

Правило № 1. Уют казачьего куреня

Даже у самых бедных, пусть голо и небогато, но дом должен быть чистым и уютным за счет вышивки, цветов, портретов на стенах - это обязательно. Вот как описывает казачий курень Михаил Шолохов в романе «Тихий Дон»:

«В горнице, кроме деревянной крашеной кровати с точеными шишками по углам, стоит возле дверей окованный уемистый сундук с Аксиньиным приданым и нарядами. Под передним углом – стол, клеенка с генералом Скобелевым, скачущим на склоненные перед ним махровые знамена; два стула, вверху – образа в бумажных ярко-убогих ореолах. Сбоку, на стене – засиженные мухами фотографии».

-5

Правило № 1. Уют казачьего куреня

КурЕни (так ударение) - казачьи дома не похожи ни на украинские хаты, ни на русские избы. "Мой дом – моя крепость" – говорили казаки, и их жилье совмещало обе эти функции. Здесь казак растит детей, отдыхает от трудов и боев, но здесь же обороняется от нападений.

Точно такая же идеология заложена и в архитектуру Войскового собора. У дверей храма стояли раньше пушки, нацеленные на Азов - казаки конфликтовали с турками, и приходилось защищаться даже в храме. А в годы Великой Отечественной войны станица Старочеркасская находилась в зоне оккупации с 24 июля 1942 по 7 февраля 1943 года, и когда началась операция по освобождению станицы, мирные граждане укрылись в подвалах Воскресенского собора, под защиту бога и крепких подвальных стен.

Точно также и любой дом казака - снизу каменный, сверху деревянный - соответствовали правилу: "жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне". "Верхи" делались из дерева: дуба, тополя, ольхи. Стены и потолок обшивались доской, так как бревна распиливали на толстые пластины. Щели забивали паклей, шерстью, замазывали глиной. Между «верхами» и «низами» не было связи, каждый из них имел самостоятельный вход.

Полы у казаков назывались «мостами». Хозяйка «банила» их песком, с кирпичом, а после натирала глинкой. Просохшие они светились теплым желтым цветом, - рассказывают краеведы.
-6
-7

Правило № 3. Курень опоясывают балясины

Дома опоясывают "балясины" - узкий помост, балкончик вдоль дома, шириной около 70 сантиметров, огражденный или не огражденный для открывания/закрывания ставен на высоком этаже. Они же нужны были для участия сельчан во всех обрядах - сватовство, обручение, свадьба, приход с похода служилого члена семьи - в дом все не помещались, а у окон разрешалось посмотреть. По-другому внешний пояс переходов назывался "галдарейка", галерея, скорее всего, с искажением в произношении. У наиболее зажиточных галдарейки были широкие и иногда крытые, как веранды. Хозяева пили там чай или кофе и поглядывали на соседей.

Выражение "лясы точить" связано с как раз с этими балясинами для общения. Выйдет на такой шесток баба и зависнет за разговорами - балясы точит. Или лясы.

-8
-9

Правило № 4. Курень начинается с рундука.

Еще в казачьем курене должен быть рундук. Это крытое крылечко у входа в дом. Оно могло быть непосредственно у двери, но чаще - сбоку. Рундук украшали резным орнаментом в виде виноградной лозы, листа плюща и бараньих голов - для защиты от сглаза, от воров и лихоимцев. Лоза же обещала дому плодородие и пополнение семьи.

Правило № 5. Крыша для тепла и для прохлады.

Курень представлял собой квадратный дом, как правило, на высоком фундаменте. Крыша была одним из самых главных элементов жилища. Крыли крышу камышом, чаканом, соломой, железом. И сегодня крыши, сделанные по правилам и из материала старины смотрятся очень круто. Например, потрясающе красивый загородный клуб в Геленджике.

-10

Пучки сухого камыша или рогоза (чакана) закрепляли и укладывали в несколько рядов, ярусов, а чтобы пучки растений не пропускали влагу, у трубы пространство заполняли соломой и мелом. Природные материалы - чакан или камыш зимой сохраняли тепло в доме, а летом — про­хладу. В курене предусматривалась темная, "холодная" комната, защищенная от солнца тем, что в ней не было окон, а комнаты по периметру сохраняли прохладу примерно так термос.

Правило № 6. В курене должен быть "холодильник"

Большие двухэтажные куреня зажиточных казаков выглядели так: в части, где верхний (верхи) разделен на две половины, в первой — прихожая, зал и спальня, а во второй половине еще три комнаты. На первом этаже (низы) еще три комнаты, погреб и ледник. Ледник - яма, устланная соломой. В нее с зимы привозили лед, и за счет углубления в землю, в леднике весь год была минусовая температура. Там хранили скоропортящиеся продукты - масло, мясо, сыр, творог и пр.

Правило № 7. Свиньям и людям отдельно!

Рядом с домом строили летнюю кухню - «стряпку». Строи­тельным материалом для «стряпки» были камень, мел, саман или плетни.

Кроме летней кухни во дворе имелась и летняя печь, а рядом с печью — «поветка». На печке готовили корм скоту, а также отвары с резким запахом. На «поветке» сушили фрукты. Она представляла собой небольших размеров пле­тень, положенный горизонтально на столбы высотой до двух метров. Для сельскохозяйственных орудий, дров, хвороста навесы делались отдельно.

-11

Правило № 8. Три цвета казачьей души

Курени в станицах по Северскому Донцу в деревянных верхах и каменных визах белили известью или белесым раствором глины. Иногда глина бывала с желтым оттенком - тогда дом получался солнечным, охристым. С изобретением анилиновых красителей пришла мода добавлять в побелку синьку, да погуще. И тогда дома становились лазоревыми.

До нашего времени сохранились курени, которые называли ошелёванными. Это когда дом по кругу оббивали снизу-вверх длинными деревянными пластинами. Для утепления между ошелёванным фасадом и стойками, засыпали толчёную дубовую кору, иногда отходы от дубления кож. Дерево также красили в синий цвет. По трем цветам узнаваем казачий курень: белый, синий, желтый.

Правило № 9. Каждому свое место

Казаки изначально не сеяли пшеницы. Они считали хлебопашество мужицким занятием, признаком закрепощения. Пшеницу покупали за боевые доходы или на деньги от продажи фруктов, мяса, овощей. Однако один элемент традиционной русской избы там был - это русская печь. На ней готовили, в ней мыли детей, на теплой лежанке спали дети и старики.

Места для работы и отдыха были строго определены обычаями.
Женщине неприлично было сидеть среди мужчин и лежать на мужской лавке, мужчина не должен был торчать у бабьего кута - места, где шла готовка.

Хозяин с хозяйкой спали на кровати, старики - на печи, дети - на полатях, неженатая молодёжь - на полу. Маленьким детям стелили на лавках, стоявшим рядом с кроватями родителей. Особенно интересно, как берегли честь незамужних молодых женщин (яловых) и солдаток, молоденьких женщин, чьи мужья ушли в армию (жалмерок). Им стелили на полатях рядом с детьми и строго следили, чтобы они никуда не отлучались по ночам.

-12
-13

Правило № 10. Хороший курень - полная чаша.

«В горенке - иконостас, обвитый длинным расшитым полотенцем и подвешенной под ним лампадкой. Накрытый царицынским ковром на угольнике под иконами лежали часослов и псалтырь, а на сундуке - несколько книжек военного содержания. Мы сели за накрытый стол вправо от переднего угла. От зажаренной молодой поросятины, ещё горячей, и от сытной жёлтой курицы, нёсся соблазнительный пар. Красный и сочный солёный арбуз, порезанный ломтями и мочёные груши, дополняли закуску. Куча ломтей пшеничного хлеба были уложены на тарелке. Разведённый хрен в бутылочке, курочка-солонка и графинчик с рюмками на подносе красовались на середине стола.

Так написал об обеде в казачьем доме исследователь донского быта Гордеев П.Р.

Казаки - люди военные. Но самая известная казачья песня "Ойся!", как ни странно, о мире. Наверно потому, что больше всего на свете любой нормальный человек любит мир, свою семью и товарище.

За людей просил казак
Да благословенья,
Чтобы были хлеб да соль
Во мирных селеньях.

Чтобы крови не лилось
У отчего порога,
Чтоб да кривде не жилось –
Он молился Богу.