Николай Михайлович Книпович – выдающийся российский и советский ученый с интересной судьбой. Он связал свою жизнь с наукой и морем. Даже политические катаклизмы, через которые прошла Россия на рубеже 19 и 20 веков не смогли изменить его отношение к науке.
Николай Михайлович вышел из простонародья, но судьба уже на ранней стадии его биографии сделала ему важные «подарки». Отец Николая - Михаил Михайлович Книпович по происхождению был литовец, выходцем из крестьян Ковенской губернии. Ему удалось получить образование и стать военным врачом. Мать же – Анна Федоровна – была дворянского происхождения. Сам Николай Михайлович родился 25 марта (6 апреля) 1862 года в крепости Свеаборг (современное название г. Суоменлинн) на юге Финляндии (в те времена территория Российской империи), где отец нес службу. Он был четвертым ребенком в семье. Мать уделяла большое внимание образованию детей, особенно к изучению языков. К сожалению, она умерла, когда Николаю было 18 лет, но её воспитание имело значение. По мнению ученика Книповича А. В. Световидова, знание скандинавских языков открыло доступ будущему академику к огромному пласту научной литературы, что «для него, как исследователя северных вод, в будущем имело весьма важное значение».
Когда Николаю Михайловичу исполнилось 10 лет, его отца перевели по службе в Гельсингфорс (шведское название г. Хельсинки) и присвоили чин действительного статского советника. В 1880 году Николай окончил с золотой медалью Александровскую русскую гимназию в Гельсингфорсе. По окончании гимназии он поступает на отделение естественных наук физико-математического факультета Петербургского университета. Его учителями были такие выдающиеся ученые, как И. М. Сеченов, В. В. Докучаев, А. Н. Бекетов, Н. П. Вагнер. В студенческие годы Николай Михайлович увлекся изучением зоологии беспозвоночных. Его университетская кандидатская работа касалась вопросов анатомии и эмбриологии колониальной коловратки Canochilus volvox. В 1885 году по приглашению известного исследователя фауны Каспийского моря О. А. Гримма Книпович принял участие в изучении сельдей и их промысла в дельте Волги. С этих пор Николай Михайлович посвятил свою жизнь морским научно-промысловым исследованиям.
Как раз в это время в его судьбе мог наступить момент, который мог отвести ученого от науки. После окончания обучения в университете, Книповича оставили при кафедре зоологии для подготовки к получению профессорского звания. Одновременно молодой человек стал увлекаться революционным движением. В тот момент, когда он в ходе написания диссертации уже собирался ехать на Соловки для работы на Соловецкой биологической станции его арестовывают как участника социал-демократического кружка Д. Благоева. Добровольная поездка на север могла поменяться на ссылку. К счастью, арест продлился три недели, а после возвращение с Соловков, снова арест на три месяца и ссылка на пять лет в Финляндию. Это могло сбить молодого ученого с пути и сделать его революционером, но Николай Михайлович не бросает науку и даже совершает несколько экспедиций на Соловецкую биологическую станцию, где проводит исследования морских вод. Отбыв ссылку, Книпович возвращается в 1892 году в Петербург и сдает экзамены на магистра с защитой диссертации на тему «Материалы к познанию группы Ascothoracida». В 1893 году Николая Михайловича утверждают в звание приват-доцента (внештатного преподавателя) Петербургского университета. В 1894 он получает место хранителя Зоологического музея.
В 1893–1894 г. на крейсере «Наездник» Книпович Н.М, проводил исследования в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Особую деятельность он развернул при исследовании промысловых районов Баренцева моря. Будучи секретарем Комитета для помощи поморам Русского Севера он организовал Мурманскую научно-промысловую экспедицию и в 1898–1901 годах был её научным руководителем. При подготовки к созданию экспедиции Книпович посетил в 1897 году Норвегию, Швецию, Данию, Шотландию и Германию для изучения опыта научных экспедиций Северного Ледовитого океана. Одновременно он составляет план работы экспедиции и делает заказы на научное оборудование и на строительство научно-исследовательского судна. Промысловый траулер «Андрей Первозванный» (Германия 1899г.) стал первым научно-промысловым судном в мире и первым научно-исследовательским в Российской империи. Он стал примером для строительства судов подобного типа в Норвегии и Дании. По результатам Экспедиции была составлена схема течений в Баренцевом море, изучен видовой состав рыб и некоторых беспозвоночных. Открыты новые промысловые районы. Создал новое направление в науке — «промысловая океанография», которая изучает воздействие факторов внешней среды на поведение, распределение, миграции и другие аспекты жизни промысловых гидробионтов.
С 1904 Николай Михайлович занимался педагогической деятельностью. Он состоял профессором зоологии в Медицинском институте, в Педагогическом институте им. Герцена, в Психоневрологическом институте и др. вузах страны. В 1921 Книпович принимает участие в Северной научно-промысловой экспедиции, как руководитель ихтиологического отряда Баренцева моря. Совершил ряд каспийских экспедиций (в 1886–1932), Балтийскую (1902), Азово‑Черноморскую (1922–1927). Николай Михайлович Книпович написал 272 научных трудов, в том числе учебной литературы и капитальных монографий «Основы гидрологии Европейского Ледовитого океана» (1906), «Гидрология морей и солоноватых вод (в применении к промысловому делу)» (1938), «Курс общей зоологии» (ч. 1–2, 1924) и других. Когда Николаю Михайловичу исполнилось 73 года, он вышел в море в последний раз. Это произошло 1935 году, Николай Книпович вышел в Баренцево море на научно-исследовательском судне «Николай Книпович». Умер ученый: зоолог, ихтиолог, океанолог, географ, доктор биологических наук; академик АН СССР (с 1935г.), организатор и основоположник рыбохозяйственных исследований на Севере Николай Михайлович Книпович в Ленинграде 23 февраля 1939 года. Похоронен на Смоленском кладбище, а позже его прах перенесли на Литераторские мостки.
Удивительна и судьба исследовательского судна «Николай Книпович». Его построили в 1928 году в Норвегии по типу зверобойной шхуны. Судно занималось, как и его тёзка, исследованием Баренцева моря. На шхуне «Николай Книпович» было сделано два важных открытия. В 1932 году во время Второго международного полярного года под рук. Н. Н. Зубова, судно впервые в истории мореплавания обогнуло с севера Землю Франца‑Иосифа. А в 1939 году Медвежинско‑Шпицбергенском районе Баренцева моря экспедиция под рук. Ю. Ю. Марти обнаружила промысловые скопления атлантическо-скандинавской сельди. Этот промысловый район получил название «полярный зал». Во время Великой Отечественной войны «Николай Книпович» нес службу сторожевого корабля Северного флота. С 1944 года и до момента списания в 1959 году – шхуна выполняла работу, как гидрографическое судно. В 80х годах XX века пытались сохранить прославленное судно как музей-памятник. Его полуразрушенного смогли доставить в Архангельск, но попытка реставрации не удалась. Имя Книповича Николая Михайловича навечно вошло в историю промыслового освоения Северного Ледовитого океана.
Источники:
Лайус Ю.А. Книпович// Большая российская энциклопедия - https://bigenc.ru
Лайус Ю.А. Ученые, промышленники и рыбаки: научно-промысловые исследования на Мурмане, 1898-1933. Вопросы истории естествознания и техники, № 1, с.64-81, 1995
Гебель Г.Ф. Наша Лапландия. – С.-Петербург : [б. и.], 1909. - 314 с
Патриарх российской океанографии// По материалам Международной научной конференции, посвященной 150-летию Н.М. Книповича (Ростов-на-Дону, 5–8 июня 2012 г.) подготовила заведующая научно-просветительским отделом А. В. Иваненко - http://museum-polar.ru