В каком порядке проводится проверка транспортных и иных передвижных средств на предмет соответствия выбросов техническим нормативам выбросов?
Отвечает ведущий юрист Центра Золотарь Ксения:
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ «О техническом осмотре») основной целью проведения технического осмотра является оценка соответствия транспортных средств обязательным требованиям безопасности транспортных средств в порядке, установленном правилами проведения технического осмотра.
В соответствии с ч.ч. 1, 6 ст. 5 ФЗ «О техническом осмотре» технический осмотр проводится операторами технического осмотра, аккредитованными в соответствии с настоящим Федеральным законом профессиональным объединением страховщиков.
При этом по результатам проведения технического осмотра оператором технического осмотра в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра оформляется диагностическая карта.
В соответствии с ч.ч. 1, 6 ст. 19 ФЗ «О техническом осмотре» диагностическая карта содержит заключение о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств. Диагностическая карта, содержащая заключение о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении), должна содержать информацию о сроке ее действия, а диагностическая карта, содержащая заключение о несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (не подтверждающая допуска транспортного средства к участию в дорожном движении), - перечень выявленных неисправностей, свидетельствующих о нарушении обязательных требований безопасности транспортных средств.
При этом форма диагностической карты утверждается Правительством Российской Федерации, правила заполнения диагностической карты утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 1 Правил проведения технического осмотра транспортных средств (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. № 1434) (далее – Правила) данные Правила устанавливают:
а) порядок оказания услуг по проведению технического осмотра транспортных средств, в том числе с использованием передвижной диагностической линии, включая процедуру подтверждения соответствия транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) обязательным требованиям безопасности транспортных средств, проводимую в форме технического диагностирования, в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также за ее пределами (технический осмотр);
б) особенности проведения технического осмотра вне пунктов технического осмотра с использованием передвижных диагностических линий;
в) порядок аннулирования диагностической карты.
В соответствии с п. 3 Правил обязательные требования безопасности транспортных средств, предъявляемые при проведении технического осмотра к транспортным средствам отдельных категорий, приведены в приложении № 1 к Правилам.
Согласно п. 32 Приложения № 1 к Правилам содержание загрязняющих веществ в отработавших газах транспортных средств должно соответствовать требованиям пунктов 9.1 и 9.2 приложения № 8 к ТР ТС 018/2011. О безопасности колесных транспортных средств (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877) (далее - ТР ТС 018/2011).
Пунктами 9.1 и 9.2 ТР ТС 018/2011 установлены требования в отношении выбросов (содержание оксида углерода (CO) и углеводородов (CH) в отработавших газах транспортного средства с бензиновыми и газовыми двигателями) и дымности (для отработавших газов транспортных средств с дизелями).
При этом форма диагностической карты (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. № 1434) содержит раздел 32 «Соответствие содержания загрязняющих веществ в отработавших газах транспортных средств установленным требованиям».
Таким образом, при проведении технического осмотра оператором технического осмотра в разделе 32 «Соответствие содержания загрязняющих веществ в отработавших газах транспортных средств установленным требованиям» диагностической карты должны указываться:
- сведения о содержании оксида углерода (СО) углеводородов (CH) в отработавших газах транспортного средства (для бензиновых и газовых двигателей);
- сведения о дымности отработавших газов транспортного средства (для дизельных двигателей).
В соответствии с п. 15 Правил по результатам технического осмотра оператор оформляет в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра диагностическую карту по форме согласно приложению № 3, содержащую заключение о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (подтверждающую или не подтверждающую допуск транспортного средства к участию в дорожном движении), которая подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование транспортного средства.
При этом по запросу заявителя оператор технического осмотра выдает диагностическую карту на бумажном носителе, которая заверяется подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование, и печатью оператора технического осмотра.
На основании изложенного, проверка транспортных и иные передвижных средств, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, на предмет соответствия таких выбросов техническим нормативам выбросов осуществляется в рамках проведения технических осмотров данных передвижных средств.
При этом по результатам технического осмотра оператор оформляет в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра диагностическую карту, содержащую заключение о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (подтверждающую или не подтверждающую допуск транспортного средства к участию в дорожном движении), которая подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование транспортного средства.
Примечание.
Порядок проведения регулярных проверок на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух регламентировался Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 г. № 83 «О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух».
Вместе с тем Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 г. № 83 «О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» признано утратившим силу с 1 января 2021 г. в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2020 г. № 1034 «О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации, об отмене актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного пожарного надзора и лицензионного контроля в области пожарной безопасности, федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, государственного надзора за пользованием маломерными судами, базами (сооружениями) для их стоянок во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации» в рамках реализации механизма «регуляторная гильотина».
Одновременно актуализированный порядок проведения регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух утвержден не был.