Давайте зададим себе вопрос о социальных нормах, которые определяют совместную жизнь людей и передаются в процессе воспитания.
Наблюдения за повседневными конфликтами между родителями и ребенком, ребенком и школой, между самими родителями и в отношениях людей друг с другом в целом позволяют выявить множество содержательных моментов, которые выражаются примерно следующим образом:
⠀
Вставай наконец, а то опоздаешь.
⠀
Ты был точен один-единственный раз в жизни — в момент своего рождения (пунктуальность).
⠀
Ты, похоже, не умеешь говорить «С добрым утром».
⠀
Когда придут гости, не забудь вести себя так, чтобы люди не жаловались на твое поведение (вежливость).
⠀
Не перечь мне! Когда я говорю, чтобы ты сел делать уроки, ты должен меня слушаться (послушание).
⠀
Твои вещи опять разбросаны по всей комнате. Помни, их нужно класть на место (стремление к порядку).
⠀
Если ты и дальше будешь таким ленивым, мне будет очень стыдно за тебя.
⠀
Пока ты не сделаешь все свои уроки, ты никуда не пойдешь (прилежание).
⠀
После твоих гостей вся квартира перевернута вверх дном.
⠀
Когда ты в следующий раз кого-нибудь пригласишь, сделай, пожалуйста, уборку сам (стремление к порядку, аккуратность, контактность).
⠀
Коммуникация между людьми и социальные отношения как таковые, по всей видимости, связаны с подобными темами.
⠀
Так, разговор, который мать ведет со своим двухлетним ребенком, состоит почти исключительно из таких же требований, пожеланий, похвал и упреков.