Найти тему
Family Tree

Школьник и финансы: ищем золотую середину

Сколько денег давать школьнику на карманные расходы? Что делать, если ребёнок не умеет распоряжаться финансами? Разумно ли поощрять успехи материально? Отвечает психолог, детский психоаналитик Арина Покровская.

С какого возраста разумно давать ребёнку карманные деньги или заводить банковскую карту? Какие суммы оптимальны?

Не существует конкретного возраста, с которого можно давать деньги на карманные расходы. Способность ребёнка самостоятельно распоряжаться финансами можно понять по косвенным признакам – например, по умению себя контролировать и ограничивать в чём-то. Допустим, когда человек знает, что наедаться сладким перед обедом не нужно, и терпеливо ждёт конца трапезы. Ну и не забываем о базовых знаниях математики – хотя бы умении считать в пределах 10.

Оптимальную сумму на расходы определяют родители и среда, в которой находится ребёнок. Если вы положите ему 30 000 на карту и отправите во двор, где другим детям дают 300 руб., могут возникнуть конфликты, опасные ситуации. Те же правила работают и в обратном порядке.

Что делать, если школьник выходит из бюджета и просит добавить денег на расходы?

В выходе за рамки бюджета нет ничего удивительного: в детстве человек учится, в том числе – распоряжаться финансами. Школьникам бывает тяжело держать свои желания под контролем, особенно, если в семье им показывали иной пример: родители могли прийти в магазин и сначала отказывать в игрушке или сладости, а когда ребенок усиливал напор просьб или истерил, взрослые сдавались. Так некоторые дети понимают, что слово «нет» просто невыносимо даже для родителей. Важно понять, насколько критична неспособность ребёнка корректно укладываться в бюджет. Если школьник действительно не может бережно обращаться с деньгами и тратит всё в первый же день, есть смысл поговорить и выразить свои опасения. Добавьте недостающую сумму, но предупредите, что дальше такого не будет и следуйте установленным правилам.

Как определить, какие расходы должны покрывать родители, а какие – ребёнок из своих карманных средств?

Ребёнок должен платить только за то, что ему хочется оплатить. Еда, канцелярия, книги, совместные развлечения – зона ответственности родителей. Но если, например, школьник хочет пойти в кино, а вы с семьёй уже ходили на прошлой неделе и сейчас заняты другими делами, напомните, что у ребёнка есть свои карманные деньги, которые он может потратить на билет. Насколько это ему нужно, какую сумму можно потратить и сколько останется – вопросы, на которые школьник должен ответить сам и принять решение.

Насколько педагогично финансово поощрять успехи ребёнка (хорошие оценки, помощь по дому, достижения на кружках)? Можно ли отбирать карманные деньги после серьёзной провинности?

Если вы хотите применить финансовые бонусы или санкции, спросите себя, чего вы этим добиваетесь. Например – показать, что любой труд должен быть вознаграждён или что нарушение правил имеет последствия.

Я бы не советовала ставить денежные поощрения на регулярные рельсы. Для детей это недостаточная мотивация, а заодно вы можете лишить ребёнка более ценных и важных вещей: ощущение родительской любви и восторга, радость, признательность, уважение.

Остерегайтесь называть конкретные суммы. Проследите, насколько ребёнок готов учиться, помогать или радоваться победе, если знает, что ему за это не дадут денег.

Денежные наказания, если в вашей семье так принято, должны быть заранее максимально ясны для ребенка. Прогулял английский – штраф 100 рублей, а не так, что вы можете просто отобрать сколько угодно в любой момент.

Что делать, если ребёнок хитрит с карманными деньгами – к примеру, вместо того, чтобы покупать ланчи в школе, не ест, а потом спускает всю сумму на покупку игры?

Все нормальные дети иногда обманывают родителей. Когда ребёнок совсем не врёт, это может быть признаком сложностей с гибкостью мышления и личным пространством. В нашей ситуации важнее понять, насколько опасны «финансовые манипуляции». Если человек несколько раз пошёл с ребятами поиграть вместо обеда – в целом, это в пределах нормы. А если ребёнок готов голодать, лишь бы заполучить платную игру – стоит задуматься.

Поговорите со школьником и попытайтесь выяснить, почему он врал – может, потому что боялся вашего гнева? Расскажите о мерах родительского контроля до того, как дадите ребенку деньги. Если ребенок переживает, не забудьте посочувствовать. Это не отменяет контроль, но и проступок не отменяет любви.

Как привить школьнику навык делиться с теми, кому хуже? Например, жертвовать деньги на благотворительность.

Навык делиться лучше прививать в подростковом возрасте – до этого периода ребёнок учится осознавать себя в мире, понимает, чем отличается от остальных людей и как можно проявить себя. Конечно, малыши тоже могут делиться и помогать другим, но тут речь идёт о более серьёзной помощи.

Я бы не стала как-то целенаправленно учить подростка быть щедрым и великодушным – это можно показать на собственном примере. Когда человек с малых лет видит, что родители внимательно относятся к окружающим и помогают слабым, это органично вписывается в его будущую жизнь.

Ещё одно важное правило: делиться нужно из профицита. Не нужно подталкивать к благотворительности человека, который не может позаботиться о самом себе – например, разогреть ужин, когда родителей нет дома, или заметить, что закончился хлеб.

Арина Покровская