Джон Боулби и его последователи долгое время изучали характер взаимодействия разных матерей с их малолетними детьми, прежде чем получить классификацию типов привязанности.
Чтобы у ребёнка сформировалась надёжная привязанность, матери необходимо, с одной стороны, отвечать на его физические и эмоциональные потребности, а с другой - не перейти грань, когда малыш практически не сходит с рук и она бежит на каждый его писк, не давая ему возможности развить собственные механизмы адаптации.
Мэри Эйнсворт говорит о важности родительской чуткости к ребёнку как условии формирования надежной привязанности. Она пишет:
"Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы младенец из-за фрустрации неоднократно оказывался в состоянии переполненности эмоциями, в котором он длительное время панически кричит, а его оставляют один на один с этим чувством; такой опыт не способствует развитию, а переполняет младенца чувствами беспомощности, бессилия и брошенности на произвол судьбы, вплоть до угрозы смерти, из-за чего сильно ограничивается или совсем пропадает его начавшая было развиваться способность к саморегуляции.
Чуткость отличается от потакания и избыточной опеки и защиты тем, что чуткие родители поощряют своего ребенка в его растущей самостоятельности и усиливающейся способности к общению с другими людьми".
Если мать ребёнка сама имеет расстройство привязанности, то и ребёнок вырастет с этим расстройством, а потому ей необходимо пройти личную психотерапию, дабы не передавать по наследству данные паттерны.
Эйнсворт провела эксперимент по собственной методике "Незнакомая ситуация", в котором исследовалось, как характер отношений между матерью и ребёнком влияет на его поведение в ситуации разлучения и возвращения объекта привязанности.
И вот какие типы привязанности детей исследователь обнаружила в ходе эксперимента:
1. Надёжная привязанность. Ребёнок, растущий в любви, поведение матери которого было надёжным и предсказуемым, на её уход реагировал сначала поисками, потом расстраивался, плакал, однако, когда мать появлялась, с радостью бежал к ней и спустя какое-то время возвращался к своим делам.
2. Ненадёжная привязанность с избегающим поведением. Если мать часто оставляла ребёнка на посторонних людей (бабушек, нянь), отдавая приоритет своим делам, или просто присутствовала, не включаясь в его интересы, он на её уход реагировал слабым протестом, а на возвращение - отвержением.
3. Ненадёжно-амбивалентная привязанность. Если мать, с одной стороны, боялась отпустить от себя ребёнка, потрафляя его прихотям, транслируя излишнее беспокойство, а с другой, могла неожиданно для него куда-то уйти, он реагировал на разлучение сильным стрессом, всё время плакал, и даже когда мать возвращалась, долго не мог успокоиться и вернуться к привычным делам - с одной стороны, не хотел отходить от матери, а с другой, мог вести себя агрессивно по отношению к ней.
4. Ненадёжно-дезорганизованная привязанность. Такой тип привязанности формируется у детей, выросших в обстановке заброшенности, насилия. Они могут транслировать самые разные паттерны ненадёжной привязанности. Один из часто наблюдаемых паттернов - "замерзание". Например, дети бегут к матери, но на полпути останавливаются, поворачиваются и убегают. Эти наблюдения интерпретируются таким образом, что система привязанности этих детей хоть и активирована, но их поведенческое проявление привязанности не выражается в достаточно постоянных и однозначных стратегиях поведения.
Особенности взаимоотношений ребёнка со значимым другим в раннем детстве формируют тип его привязанности и задают сценарий взаимодействия со значимыми другими в будущем.
Учёные выявили, что психогенное расстройство привязанности лежит в основе тревожно-фобических, депрессивных расстройств, расстройств личности, психосоматических расстройств, зависимостей и даже психотической симптоматики.
В этой статье читайте про паттерны партнёра с расстройством привязанности.
Автор: Буркова Елена Викторовна
Психолог, КПТ-ДПДГ
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru