"Чем свободнее становятся женщины, тем больше свободы и у мужчин. Те, кто порабощает других, сами становятся рабами".
Луиза Невельсон.
С помощью оставшейся ему верной бригады Диего рисует новые фрески в подарок Рабочей школе в Нью-Йорке.
Школа не имела собственного здания, и писать приходится на деревянных панелях, которые покрывались слоем штукатурки.
На двадцати одной такой панели общей площадью в тридцать квадратных метров Ривера вместе с помощниками изображает всю историю Соединенных Штатов и панораму современного мира.
Завоевание Америки, линчевание негров, Морган, наживший капиталы на продаже старых винтовок, взрывавшихся в руках солдат, Муссолини, благословляемый папой, Рокфеллер и Вильсон, соединенные страстью к наживе, - все это Диего изображает на своих фресках.
Кало повсюду следует за своим "Солнцем".
Прямая и гордая, похожая на ацтекскую принцессу, она присутствует на публичных выступлениях Риверы.
Деньги заканчиваются и в декабре 1933 года Диего и Фрида возвращаются в Мексику.
Луиза и друзья Диего помогают им приобрести билеты на пароход. После их отъезда Луиза начинает заниматься ваянием.
Она перекрашивает стены своей мастерской в черный цвет, потому что черный – самый аристократичный цвет из всех.
Через три года Луиза выигрывает свой первый конкурс скульптур. При этом материальное положение Луизы оставляет желать лучшего.
В течение нескольких лет она и ее сын Майк были вынуждены ходить по улицам, собирая дрова для камина, чтобы согреться.
Найденные дрова послужили отправной точкой для творчества, которое сделало ее знаменитой.
"Перед тем, как уехать в Америку, мне говорили, что в Нью-Йорке я увижу улицы, вымощенные золотом. Я же увидела деревянные ящики и превратила их в золото. Теперь забавно смотреть, как богатые люди покупают то, что я нашла на улице", - говорила Невельсон.
Местные жители, зная, что Луиза собирает деревяшки, стали приносить к ее дверям деревянные обломки, которые она использовала для своих работ.
Луиза вдохнула в них новую жизнь, окрашивая и собирая их в скульптурные объекты.
Со временем она видела в них новые аспекты и разбирала готовые скульптуры, чтобы переделать их в совершенно новые произведения.
В 1941 году состоится ее первая персональная выставка.
Под влиянием Диего Риверы она уезжает в Латинскую Америку где изучает скульптуры и храмы доколумбовой Америки.
Вернувшись в Нью-Йорк, Луиза превращается в известного скульптора, а ее работы покупают самые знаменитые музеи мира.
Свое вдохновение она находила не только в искусстве древних цивилизаций, но и в космосе и даже в психологии.
Осенью 1969 года по заказу Принстонского университета Луиза создает свою первую уличную скульптуру.
После завершения работы она скажет: "Я прошла сквозь тени. Я прошла через ограждения и вышла на открытое место".
В том же году Луизе вручают медаль Эдварда Макдауэлла.
Эту награду ежегодно вручают только одному человеку, внесшему выдающийся вклад в американскую культуру и искусство.
Знаменитый канадский модельер Арнольд Скааси специально для Луизы разрабатывает эффектные платья и костюмы.
Когда американская художница, известная своими портретами знаменитостей, Элис Нил спросит Луизу, почему она так красиво одевается, Невельсон ответит: "Чертовски, дорогая, чертовски", намекая на сексуальный раскрепощенный образ жизни.
В Нижнем Манхеттене Луиза создает сад скульптур, город для этого выделяет целую площадь.
Она не только создает скульптуры, но и разрабатывает план участка, выбирает, какие посадить деревья и какими плитами его вымостить.
Сейчас на площади красуется 12 ее металлических скульптур выкрашенных в черный цвет.
Невельсон становится кавалером ордена Почетного легиона, а в 1979 году площадь называют ее именем.
Именно на этой площади будут проходить съемки фильма "Крепкий орешек 3: Возмездие".
Луизы не станет в 1988 году.
На момент смерти ее состояние оценивалось в 100 миллионов долларов.
Ее сын, скульптор Майк Невельсон, вывозит из дома Луизы 36 значимых скульптур. Их стоимость в то время составляла более 5 миллионов долларов.
Однако, двадцатипятилетняя помощница и подруга Луизы фотограф Дианна Маккоун предъявляет документы, что скульптуры были завещаны именно ей.
В завещании Луизы оговаривалось, что все ее состояние перейдет к ее сыну, но в 1985 и 1986 годах скульптор подписала два документа, подтверждающих дар 47 скульптур Дианне.
Вернувшись в Мексику Ривера узнает, что в обстановке строгой секретности 10 февраля 1934 года по приказу Рокфеллера рабочие топорами уничтожают фреску "Человек на распутье".
Возмущенный Диего заявляет: "Уничтожив мои картины, Рокфеллеры совершили акт культурного вандализма".
Благодарю за лайк и подписку!