- Я ее заложу, - крикнула Марина, - а тебя уволят! Да! За то что у тебя картины из-под носа тырят! Неблагодарный!
Дома бывшая супруга Владимира Потапова разглядела портрет.
- Шикарная работа, - причмокнула женщина. – Сразу видно, что старинная. Нынешние мазилы рисовать-то толком не умеют. Ладно, повешу-ка я картину в гостиной. Завтра придет в гости Нинель Павловна, пусть язык от зависти проглотит, крыса старая! А через недельку-другую снесу портрет в антикварный магазин. Наверняка, немалые тысячи картина стоит!
Сосед по просьбе Марины вбил в гостиной над диваном гвоздь и повесил портрет.
- Ваша знакомая? – уважительно спросил он как человек, совершенно не разбирающийся в искусстве.
Марина приподняла бровки:
- Моя пра-пра-пра… Герцогиня Воскресенская, статс-дама двора его королевского величества. Ах да, вы не знаете! Я скоро от вас уеду. Мне документы пришли. Вступаю в наследство. Мои родственники по герцогине Воскресенской, живущие в Австрии, скончались, и так получилось, что единственная наследница я. Может, видимся в последний раз!
Марина и сама не понимала, зачем нужна вся эта ложь, но уж очень хотелось посмотреть, как сосед воспримет такие новости! Тот почтительно крякнул и простился.
- Ну, Нинель Павловна, держись, - прошептала Марина. – А то все уши прожужжала о своем родстве. Надо же, предки графами были! Подумаешь! Посмотрим, как ты теперь запоешь!
Стрелки часов приближались к полуночи, когда Марина легла спать. Перед сном она еще раз представила, как перекосится физиономия Нинели Павловны, когда она увидит «герцогиню Воскресенскую», широко улыбнулась и уснула.
***
- Получилось? Да? Сгораю от нетерпения, что же будет дальше!
Художник, неопрятный старик в грязном халате, оглянулся на свою старую немощную жену, сидевшую в инвалидном кресле.
- Картина, написанная в ночь с четверга на пятницу, тринадцатое, обладает чудовищной силой. А заклинание, которое мне передал мой отец перед смертью, наделит портрет такой магией, перед которой человек бессилен. Главное, чтобы с тринадцатого на четырнадцатое портрет находился в доме. И тогда, моя милая, твое желание исполнится. Вот мой подарок тебе на день рождения! Ведь ты родилась тринадцатого, в пятницу.
- Спасибо, родной, - прошамкала старуха, - я уж истомилась сидеть-то так. Хоть раз пройтись да полюбоваться на себя в зеркало. Увидеть себя красивой и молодой.
- О да, ты всегда была несравненной красавицей, - прошептал художник и погладил жену по седым волосам. – И будешь еще краше. Я обещаю.
- А ты помнишь, как нарисовал меня сорок лет назад? – вдруг спросила жена. – Кажется, тогда в нашем театре ставили «Три мушкетера». Скажи, ведь я была хороша в роли королевы?
- Ты была великолепна.
- И когда ты подарил мне мой портрет, я согласилась выйти за тебя замуж. Прима и оформитель! Помнишь, как сплетничали в театре? Где он, кстати? Этот портрет? Я хочу взглянуть на него.
- Разве я тебе не сказал? Чтобы исполнить твое сокровенное желание, я должен был нарисовать портрет другой молодой женщины поверх твоего изображения. Тогда колдовство начнет действовать. Ровно в двенадцать часов ночи тот, кто оставит у себя в доме эту картину, поделится с тобой молодостью. Не важно, будет это та, кого я нарисовал, или кто-то другой. Главное, чтобы портрет желали видеть и хотели им гордиться. И тогда обладатель картины возьмет твои годы. Ты снова будешь молодой и прекрасной.
- Скорей бы, - вздохнула старуха. – Мне кажется, еще немного, и я умру.
- Не смей так говорить! Ты будешь жить долго-долго!
***
При свете луны портрет словно ожил. Еле заметные серебряные нити потянулись из гостиной в спальню и начали окутывать спящую Марину с головы до пят. Изображение с портрета исчезло, осталось только бархатное кресло, в котором раньше сидела женщина в бальном платье, и инкрустированный драгоценными камнями веер.
Через четыре дня по квартире Марины Воскресенской бесцеремонно ходили молодые парни. Одного взгляда было достаточно, чтобы понять - они из полиции. На диване, под картиной с изображением пустого кресла, сидела, размазывая тушь по щекам, полная дама в ярком брючном костюме. Пальцы дамы были унизаны перстнями, а на полной груди покоилось ожерелье из фальшивого жемчуга.
- Бедная Мариночка, - причитала дама. – Звала меня в гости, а тут такое! Куда она могла пропасть? Я хотела прийти еще три дня назад, но закрутилась, домашние дела, то - се. Я пришла, а соседи хотят двери ломать, говорят, запах! Мариночки нет, а в кровати эта омерзительная мертвая старуха! Мариночка не говорила, что живет с бабушкой!
- Это, наверное, ее пра-пра, - встрял сосед, вызванный в понятые. – Она как-то говорила, что уедет в родовое имение. В Австрию. Поди, уехала. Только что же она бабку-то бросила! Не по-божески так поступать!
- Э, - вскричал он, - взглянув на картину, - она и портрет герцогини с собой забрала! Значит, точно уехала! Вот стерва! Кто ж теперь эту старушенцию хоронить будет?
Портретом полицейские заинтересовались, и сосед с удовольствием рассказал, как вбивал в стену гвоздь и как хозяйка квартиры Марина Воскресенская сообщила ему о наследстве и своем желании покинуть страну.
- Бабуля, похоже, умерла собственной смертью, следов насилия нет, - сказал один из полицейских. – Но вскрытие покажет. А вот документов никаких не нашли. Может, у родственников?
Нинель Павловна вспомнила, что у Марины был муж, правда, бывший, который работает в художественной мастерской. И вот тут-то выяснилось, что никаких родственников у Марины Воскресенской нет.
- Детдомовка? – Нинель Павловна сплюнула, угодила себе на пышную грудь и разозлилась еще пуще. – А она мне врала! В подруги набивалась, знала, что у меня в родстве сам граф Строганов! Вот мерзавка!
- И кто же она такая, эта бабуля, скончавшаяся в квартире Воскресенской? – задумчиво спросил один из полицейских.
Владимир Потапов развел руками.
- Марина очень добрая, - сказал он, стараясь хоть как-то обелить бывшую супругу, даже если для этого придется соврать. – Может, пригрела старушку бездомную? Уехала на несколько дней по каким-то делам, а та возьми и скончайся. Кто ж знал?
- Ну что, будем ждать возвращения гражданки Воскресенской, - резюмировал страж порядка, - наверняка, она все пояснит.
***
- Я красивая? – молодая черноволосая женщина крутилась перед зеркалом, каждый раз оборачиваясь к мужу: - Красивая, да?
Старый художник с улыбкой смотрел на нее:
- Ты всегда была красивой, а теперь стала еще краше! Впрочем, ты же знаешь, любое твое желание я исполню.
- Знаю, - женщина подбежала к нему, толкнув по дороге инвалидное кресло. – Пора избавиться от этой рухляди! Смотри: я хожу, я танцую!
- Ты восхитительна, - старик поцеловал ее сияющее лицо, - ты божественна.
- Спасибо, родной! А теперь, мой милый, ты должен позаботиться о своей внешности. Но неужели снова придется ждать пятницы, тринадцатого?
Его глаза смеялись.
- Нет, милая, печать времени пала, когда ты получила вторую молодость. Теперь мне достаточно только нарисовать свой портрет, а поверх него наложить изображение какого-нибудь простачка. Думаю, при амбициозности нынешнего поколения у меня скоро появится клиент. На днях я поместил объявление в газете: «Услуги профессионального художника. Недорого». Слышишь, кажется, стучат в дверь. Отвори...
конец